Россия закрыла границы, Казахстан и Армения ввели режим чрезвычайного положения. Белоруссия и Киргизия - в изоляции. Сообщение между странами, входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), фактически прекращено. Власти нескольких стран интеграционного объединения заявили об отмене праздничных мероприятий, в том числе своих майских Парадов Победы. Москва парад на Красной площади 9 мая отменять пока не планирует.
Для ЕАЭС, равно как и для других постсоветских стран, коронавирус оказался вызовом. Ограничительные меры будут только ужесточаться, если эпидемию не получится быстро обуздать. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) заявили о готовности выработать совместные меры по борьбе с распространением коронавируса. По словам председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича, эпидемия уже сказывается на грузоперевозках и на движении товарных потоков. Наметились проблемы, связанные с денежно-кредитной политикой.
ЕЭК по просьбе Армении решила обнулить пошлины на импорт медицинских товаров, которые используются для профилактики и борьбы с распространением коронавируса. В ближайшие дни будет согласован список необходимых медикаментов.
По предложению Киргизии будет сформирована рабочая группа для принятия оперативных мер и обмена информацией в целях обеспечения макроэкономической стабильности, взаимной торговли и свободы передвижения рабочей силы на пространстве ЕАЭС в условиях распространения коронавируса.
Михаил Мясникович считает, странам нельзя замыкаться на себе. "Мы договорились обмениваться информацией не только о мерах борьбы с короновирусом, но и по вопросам валютной политики и миграции", - заявил Мясникович. По его мнению, закрытие границ – России с Белоруссией; Казахстана с соседями может негативно отразиться и уже отражается на торгово-экономических отношениях стран.
Советник премьер-министра Киргизии Кубат Рахимов считает, что ситуация сложилась тревожная. "Как показал опыт Европейского союза (ЕС), все интеграционные объединения подвергаются риску относительной дезинтеграции буквально в считанные дни, когда закрываются национальные границы, ограничивается передвижение людей, частично ограничивается передвижение товаров. Автоматически страдает как минимум три сектора: транспортный сектор, туризм и рынок рабочей силы. Те ограничения, которые сейчас ввели Москва и Нур-Султан больно ударят по трудящимся из Киргизии, которые работают в России и Казахстане. А также по соседним странам - Узбекистану и Таджикистану",- сказал "Вестнику Кавказа" Кубат Рахимов.
По разным причинам многим гражданам этих стран нужно было вернуться на родину, но они не могут по простой причине - не хотят терять работу. Однако миграционный режим в каждой стране не подлежит регулированию со стороны ЕЭК и придется договариваться на двусторонней основе, чтобы не нарушать законодательство тем гражданам ЕАЭС, чей срок пребывания закончился, но они не хотят или не могут уехать.
"Удар по ЕАЭС нанесен, но объединение выстоит. Нет никаких системных оснований для того, чтобы организация прекратила свое существование. Тем более, что режим усиления контроля над перемещением физических лиц больше пограничный и не совсем попадает под компетенцию Евразийской экономической комиссии. Если не будет решен вопрос продления сроков нахождения трудящихся ЕАЭС, то это может привести к определенным трудностям. Но я думаю, что страны будут договариваться, чтобы люди могли беспрепятственно продлить свое пребывание на территории другого государства ЕАЭС", - отметил Рахимов.
Двойной кризис – эпидемиологический и экономический - дает возможность переосмыслить многие подходы к евразийской интеграции. По словам Рахимова, можно было бы более тщательно координировать свою деятельность на уровне ЕЭК. В условиях пандемии каждая страна исходит из своих интересов, и только во вторую очередь - из интересов интеграционного объединения. С одной стороны, это право суверенного государства действовать либо на опережение, либо, наоборот, не форсировать какие-то чрезвычайные меры.
Но Рахимов считает, что должна быть координация борьбы с вирусом и проявлениями экономического кризиса, главное - нужно дать возможность людям сохранить свои рабочие места, а бизнесу гарантировать определенную устойчивость и иные меры поддержки. "Здесь и проявляется недостаточный уровень координации со стороны ЕЭК. А ведь можно было показать истинный характер наднационального органа – ЕЭК - перед общей угрозой, перед общей бедой. Но так получилось, что тот режим борьбы с коронавирусом и проявлениями экономического кризиса, который действует в Казахстане сверхжесткий. Белоруссия и Киргизия - в наименее жестком режиме. РФ к данным вопросам пока подходит ситуативно и точечно. Поэтому я считаю, что на уровне ЕЭК можно было отработать общий механизм мобилизации, механизм глубинного взаимодействия", - сказал Рахимов.
По его словам, в той же Киргизии сильно страдает сектор услуг, все, что связано с развлечениями - рестораны, кинотеатры и т.п. Бишкек не зря называют неофициальной гастрономической столицей Центральной Азии, здесь более 5 тысяч кафе и ресторанов. А запрет на проведение мероприятий и ограничения деятельности тех точек общепита, в которых более 50 посадочных мест, сильно ударит по бизнесу.
Страдает и туристическая сфера. Летний сезон, хотя до него и далеко, по сути уже провален – зафиксированы массовые отказы от бронирования отелей, от путевок на Иссык-Куль.
Общий кризис вызовет заметное уменьшение потребления ресурсов и в целом товаров из-за падения доходов. А это уже вторая волна удара по бизнесу внутри ЕАЭС. Пока держатся производители продуктов питания. В определенном смысле это результат паники – население кинулось делать продуктовые запасы и в дальнейшем продолжит делать закупки необходимых продуктов с запасом.
Очень некстати пришлось падение цен на нефть, и последовавшая девальвация рубля России как ключевого игрока ЕАЭС. Процесс девальвации национальных валют пошел и Казахстане, и других странах ЕАЭС. Это, в свою очередь, повлияет на долларовые показатели – объемы торговли между странами ЕАЭС в долларовом выражении упадут, хотя в физическом могут и не сильно измениться.
Всегда должен быть план "Б", вариант сохранения достигнутого при наименьших потерях, считает Кубат Рахимов. Во время Межправсовета ЕЭК, который прошел 16 марта в режиме видеоконференции, прорабатывались определенные меры. Следующее заседание Евразийского межправсовета с участием премьеров стран ЕАЭС состоится в Минске 9-10 апреля, возможно также в дистанционном режиме, но будет очень важным. “Хочется верить в лучшее, что за апрель ситуация изменится и пик кризиса будет пройден. И уж вовсе символически – если 9 мая, к 75-летию Победы президенты стран СНГ и дружественных государств соберутся на Красной площади. Тогда, возможно, 19-20 мая лидерам пяти стран ЕАЭС ничто не помешает сверить часы уже в Минске на Высшем экономическом совете и принять стратегию развития ЕАЭС до 2025 года.