Две недели назад на московской встрече президентов Владимира Путина, Ильхама Алиева и премьер-министра Никола Пашиняна в Москве основное внимание было уделено разблокированию и развитию региональных транспортных коридоров в соответствии с мирным заявлением от 9 ноября. Jamestown Foundation напоминает, что сухопутный маршрут, соединяющий Азербайджан с его Нахчыванским эксклавом (расположенным между Арменией, Ираном и Турцией), играет центральную роль в активизации различных неразвитых или давно заброшенных региональных транспортных связей. (См. Нахчыванский коридор потребует тонкого геополитического баланса).
В советское время по этому маршруту шли региональные и международные железнодорожные и автомобильные перевозки в Армению, Азербайджан и Россию, а также в Иран и Турцию. Однако разразившийся 30 лет назад армяно-азербайджанский конфликт сделал эти транспортные линии практически непригодными.
Возобновление работы Нахчыванского коридора может встряхнуть транзитную карту всего региона: Армения получит железнодорожное сообщение с Россией через Азербайджан, который, в свою очередь, будет связан через Армению с Турцией. Россия и Турция будут соединены железнодорожным транспортом.
Восстановление маршрута пойдет на пользу России с коммерческой, военной и геополитической точек зрения. Государственная компания "Российские железные дороги", которая в 2008 году стала оператором армянской железнодорожной инфраструктуры на 30 лет, теперь может получить дополнительную прибыль от ранее вложенных инвестиций. По трехстороннему соглашению, Нахчыванский коридор будут контролировать российские пограничники. Москва будет заинтересована в том, чтобы убедить товарные компании использовать Нахчыванский маршрут вместо недавно запущенной азербайджано-грузино-турецкой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Армяно-российский транзит через Грузию также будет перенаправлен через Нахчыванский коридор. Возобновление более короткого армяно-азербайджанского транзитного воздушного коридора вместо грузинского маршрута также может стать одной из потенциальных выгод от заключенного мирного соглашения.
Это минимизирует голь Грузии, которая стала региональным транзитным хабом в результате карабахского конфликта. Эксперт Эмиль Авдалиани выражает осторожный оптимизм в отношении того, что БТК и Нахчыванский коридор могут дополнять друг друга. Однако здесь стоит вспомнить, что в 2019 году Грузия возражала против намерений России присоединиться к БТК. Москва заключила соглашение с Баку и Анкарой о транспортировке грузов в Турцию по БТК, а затем она предложила построить стыковочную станцию на турецком участке вместо той, которая действует в Грузии. Москва также предлагала создание железнодорожной ветки в Армению через Грузию и отколовшуюся от нее Абхазию. Этот проект оказался в тупике, а теперь он неактуален из-за Нахчыванского коридора, что свидетельствует о снижении транзитной ценности и, соответственно, геополитической значимости Грузии. Таким образом, влияние России на Грузию возросло.
Чтобы эффективно ввести в действие Нахчыванский коридор, потребуются годы. Возможно, в это время Москва будет стремиться использовать изменяющуюся геополитическую ситуацию, чтобы склонить Грузию к более выгодным для РФ экономическим и транзитным вариантам. Грузия, вероятно, попытается использовать промежуточный период для поиска способов нивелирования потенциальных потерь от изменений в региональной транзитной сети. Некоторые грузинские и западные эксперты и чиновники уже призвали Тбилиси создать более дружелюбный инвестиционный климат, особенно на фоне неоднозначной отмены правительством контрактов, касающихся глубоководного порта Анаклия и проектов Digital Silk Road.
В похожей ситуации оказался Иран. Изначально Тегеран рассчитывал, что новый транзитный маршрут будет ограничен. В середине ноября представитель Министерства дорог и городского развития Ирана Джавад Хедаети преуменьшил важность коридора, заявив, что он "вероятно, будет обслуживать только локальное движение между Азербайджаном и Нахчыванским регионом". Он также ожидал, что Армения заблокирует доступ Турции к коридору. В свою очередь, глава Иранской ассоциации геополитики Яхья Рахим Сафави настаивал на "непревзойденном геополитическом положении Ирана в мире, которое позволяет ему соединять Китай, Казахстан, Центральную Азию и Западную Азию со Средиземноморьем и Европой". Тем не менее трехсторонняя встреча в Москве в этом месяце разрушила ожидания Тегерана: саммит завершился созданием рабочей группы под сопредседательством заместителей премьер-министров, которой поручено заняться развитием транснациональной транспортной инфраструктуры.
Географическое положение Ирана действительно стратегически важно. Но карабахский конфликт и связанное с ним бездействие Нахчыванского коридора долгое время шли на пользу иранскому маршруту. Теперь и Турция, и Азербайджан стремятся уменьшить зависимость от транзита через ИРИ. Министр иностранных дел России Сергей Лавров дал понять, что Москва продолжит развитие прямого армяно-азербайджанского транспортного сообщения, несмотря на опасения Ирана по поводу уменьшения своей роли в качестве регионального транзитного государства. Даже до обсуждения открытия Нахчываьского маршрута Москва не поддерживала строительство армяно-иранской железнодорожной линии ("Южно-армянский железнодорожный проект"), которая могла бы стать звеном в коридоре, соединяющем персидский залив с Черным морем как часть транспортного коридора Север-Юг. В результате Север-Юг был перенаправлен через Азербайджан.
Когда Нахчыванский коридор будет введен в эксплуатацию, региональное значение Ирана и Грузии снизится. Анкара, Баку и Москва попытались успокоить Тегеран и Тбилиси, пригласив их стать частью платформы шестистороннего сотрудничества, инициированной президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. В любом случае Нахчыванский коридор создаст широкую платформу сотрудничества всех стран региона и атмосферу доверия для тесных экономических отношений.