Сближение Китая и Европы, двух из трех крупнейших экономик мира, побудило страны, расположенные между ними, задействовать свои транспортно-логистические мощности. Через Южный Кавказ может пройти один из важнейших транспортных коридоров Евразии, пишет исполнительный директор Центра анализа экономических реформ и коммуникаций Азербайджана Вюсал Гасымлы для сайта лондонского аналитического центра Emerging Europe.
Пандемия коронавируса, регионализация, широкое использование цифровых медиа, нарушение правил ВТО, торговые войны и инцидент с судном Ever Given в Суэцком канале радикальным образом повлияли на экономическую ситуацию в мире. Все это привело к перестройке международной торговли и цепей поставок по всему миру.
Транскаспийский международный транспортный маршрут или "Средний коридор" начинается с Юго-Восточной Азии и Китая и проходит через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию в Европу. После того, как 44-дневная война между Арменией и Азербайджаном завершилась подписанием соглашения о прекращении огня от 9 ноября 2020 года, радикальные изменения в геополитической и геоэкономической конфигурации региона предоставили новые возможности для развития транспортных маршрутов между Азией и Европой в рамках "Среднего коридора".
По условиям соглашения о прекращении огня, Армения гарантирует безопасность транспортных сообщений между западными регионами Азербайджана и Нахчыванской автономной республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. В результате Азербайджан укрепляет свои позиции в качестве основного транспортного узла на пересечении коридоров Восток-Запад и Север-Юг в самом сердце Евразийского континента, тем самым предоставляя возможность диверсифицировать маршруты. Азербайджан является точкой разделения "Среднего коридора" на Южном Кавказе, где маршрут разветвляется в двух направлениях.
Вместе с другими партнерами по "Среднему коридору" Азербайджан мог бы помочь установлению лучшего баланса между железнодорожным движением на восток и запад, что было основной целью разработчиков нового "Шелкового пути". По словам члена консультативного совета международной транспортной ассоциации FERRMED Пьера Боргольца, поскольку стоимость железнодорожных грузовых перевозок снижается при увеличении объема перевозок на восток, это способствует устойчивости трансконтинентальных железнодорожных маршрутов.
Баку уже начал строительство азербайджанского участка железной дороги до Нахчывана, проходящего через недавно освобожденные территории. Таким образом, Зангиланский район Азербайджана станет транспортным узлом на пересечении границ Ирана, Армении и Азербайджана. Поэтому в Зангилане планируется строительство международного аэропорта и автомагистралей.
Между Москвой, Ереваном и Баку ведутся трехсторонние переговоры о строительстве армянского участка маршрута - Зангезурского коридора между Азербайджаном и Нахчываном. Хотя Зангезурский коридор проходит через Армению, железные дороги принадлежат российской компании "Южно-Кавказская железная дорога" как владельцу и оператору железных дорог Армении.
Менее дорогая альтернатива
Турция и Иран также заинтересованы в налаживании коммуникаций применительно к обновленной геополитической карте Южного Кавказа, учитывая урегулирование карабахского конфликта. Проект соответствует формату геополитического партнерства "3+3", который охватывает три страны Южного Кавказа - Армению, Азербайджан и Грузию, а также трех их соседей - Турцию, Россию и Иран.
Зангезурский коридор между Азербайджаном и Нахчываном представляет собой менее дорогостоящую альтернативу другим проектам в регионе, поскольку предлагает более короткий путь. Например, в течение многих лет ни международные финансовые институты, ни иностранные правительства, ни правительство Армении не были в состоянии профинансировать строительство новой железной дороги между Ираном и Арменией, стоимость которой оценивается в $3,5 миллиарда.
Китайская инициатива "Один пояс - один путь" изменяет структуру евразийской транспортной сети, возрождая маршрут "Шелкового пути" через Южный Кавказ. Поскольку наземное транспортное сообщение действует как ворота для внутренних регионов Китая на мировые рынки, проект станет для Пекина жизнеспособной альтернативой существующим морским путям, чьи морские перевозки ограничены так называемой "Первой цепью островов", от полуострова Камчатка до Малайского архипелага.
Транспортно-логистические возможности Азербайджана и других стран-партнеров по трансконтинентальному маршруту позволяют перевозить товары с относительно высокой добавленной стоимостью, составляющие большую часть экспорта ЕС в Восточную Азию.
Азербайджан также наращивает собственный транспортный потенциал: товарооборот Бакинского порта - первого "зеленого порта" на Каспийском море и один из 26 портов в Европе, получивших такой статус - увеличился в прошлом году на 20%. Бакинский порт принял большую часть грузопотока 2020 года, наряду с трансконтинентальными перевозками и торговлей через Евразию. Были отмечены рекордные показатели по сравнению с показателями последних 30 лет в области перевалки крупногабаритных транспортных средств и контейнеров. В 2020 году перевалка крупногабаритных транспортных средств увеличилось на 28%, контейнеров - на 15%, а объем перевалки сухих грузов - на 280%.
По сравнению с последними пятью годами объем перевалки крупногабаритных транспортных средств в Бакинском порту увеличился в пять раз, контейнеров - в три раза, а объем перевалки сухих грузов - в три с половиной раза. С учетом роста экспорта минеральной продукции (карбамида и удобрений) из Туркменистана и увеличения экспорта зерна из Казахстана, в Азербайджане планируется строительство терминала для перевалки минеральной продукции и зернового терминала.
После того, как пропускная способность на трансграничной станции в Польше и Белоруссии, через которую проходит 95% общего количества транзитных контейнерных грузовых перевозок поездов Китай-Европа, достигла максимального предела, стало возрастать значение альтернативных наземных маршрутов через Евразию, в том числе "Среднего коридора". Геоэкономические изменения в Евразии и на Южном Кавказе дополняют друг друга, предоставляя Азербайджану возможность сыграть свою роль в налаживании сообщения между Азией и Европой.
Новая географическая структура
В Евразии формируется новая географическая структура трансконтинентальных перевозок и торговли: в прошлом году грузовые поезда Китай-Европа перевезли полмиллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что на 65% больше, чем годом ранее. Азербайджанская пропускная система "зеленый коридор" в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации призвана создавать благоприятные условия для ускорения прохождения товаров через таможенный пограничный контроль. Применение таможенного контроля основано на оценке рисков, также осуществляется более гибкое и прозрачное внедрение протоколов таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Цитата лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана "Канада ближе к США, чем к самой себе" может быть применена и к Армении, поскольку "Армения ближе к Азербайджану и Турции, чем к самой себе". Другими словами, основные населенные пункты Армении (например, ее столица Ереван) ближе либо к Турции, либо к Азербайджану, чем друг к другу, что повлияет на будущий курс экономического развития Армении. Воспользовавшись новыми возможностями после открытия коммуникаций в регионе через Азербайджан можно будет добраться как до Персидского залива, так и до России.
Один из создателей сингапурского "экономического чуда" Ли Куан Ю дает хороший совет: "С соседями лучше не воевать, а торговать", что особенно справедливо и для Южного Кавказа. Оценки, основанные на гравитационной модели торговли, доказывают преимущество двусторонней торговли для Азербайджана и Армении. В рамках стратегии ЕС "Соединяя Европу и Азию" Еврокомиссия предложила тезисы, способствующие разработке конкретных инициатив, которые могут улучшить связность между Европой и Азией, включая транспортные связи, энергетические и цифровые сети.
Инициативы Азербайджана в отношении идущих в Европу нефте- и газопроводов, его транспортные проекты и программа Azerbaijan Digital Hub, цель которой сделать Азербайджан региональным центром цифровых услуг для Южного Кавказа, Ближнего Востока, Центральной Азии и Южной Азии, соответствуют стратегиям ЕС. Китайская инициатива "Один пояс - один путь" и турецкий проект "Средний коридор" дополняются усилиями Азербайджана по распространению эффективных транспортных возможностей на конечных пользователей.
Китай и ЕС, товарооборот между которыми в 2019 году составил 560 млрд евро, заинтересованы в развитии "Среднего коридора". В то же время "Средний коридор" важен для товарооборота между Турцией и Центральной Азией, объем которого составил $6 миллиардов, тогда как объем товарооборота между Китаем и Турцией за тот же период составил $21 миллиард.