Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков допускает, что Россия могла бы вывозить излишки обогащенного урана с территории Ирана при возврате США в Совместный всеобъемлющий плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.
При этом он уточнил, что данный вопрос пока достаточно абстрактный, поскольку многие аспекты СВПД являются объектом американских санкций.
По словам Рябкова, необходимо убедиться, что существует перспектива нормализации ситуации в этой сфере, а потом возвращаться к темам, составлявшим в свое время материальную сторону выполнения договоренностей в рамках СВПД. "Я ничего не исключаю", - цитирует его ТАСС.
Замглавы внешнеполитического ведомства отметил, что в первую очередь необходимо обсудить политические вопросы, включая американские "санкции, требующие отмены как нелегитимные", а уже потом заниматься практическими сторонами сотрудничества. Заместитель министра также поведал, что предложения России по возвращению к полному выполнению ядерного соглашения пока еще дорабатываются.
Напомним, ядерное соглашение было достигнуто в июле 2015 года, в нем приняли участие Иран и "шестерка" международных переговорщиков (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция). В мае 2018 года США вышли из сделки и возобновили санкции против Ирана. Иран в 2019 году заявил о поэтапном сокращении своих обязательств в рамках соглашения, отказавшись к началу 2020 года от ограничений в ядерных исследованиях, центрифугах, уровне обогащения урана.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин, сейчас налицо признаки того, что при президенте Джо Байдене США намерены вернуться к соблюдению СВПД. "И руководство Ирана, в частности верховный лидер аятолла Али Хаменеи, об этом заявляло неоднократно, и сам Байден, еще во время предвыборной кампании, тоже говорил об этом. Насколько я понимаю, сейчас в Тегеране и Вашингтоне идет большая работа для того, чтобы наладить мосты", - подчеркнул эксперт.
Он уточнил, что Иран заинтересован прежде всего не в возвращении США в СВПД, а в отмене санкций, как американских, так и европейских. "Это главная задача для руководства ИРИ. А снять санкции можно только если будет какой-то прогресс в решении проблемы СВПД. Конечно, существует много различных сложностей, но самое главное, что есть желание с обеих сторон", - обратил внимание Владимир Сажин.
Отметив, что действие СВПД скоро заканчивается, эксперт пояснил, что по вопросу иранской ядерной программы необходимо будет работать не только американцам и иранцам, но и всей группе "5+1", то есть и России, и Китаю, и Великобритании, и Франции, и Германии.
Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН уточнил, что если стороны достигнут соглашения, то в его основу ляжет СВПД 2015 года, но с определенными изменениями и редактурой. "Какие именно потребуются изменения, пока трудно говорить, поскольку Иран с мая 2019 года, когда начался его постепенный отход от выполнения требований соглашения, сделал многое для развития своей ядерной программы вне рамок СВПД. Поэтому специалистам потребуется очень скрупулезно и тщательно проработать вопрос о том, что соответствует, а что не соответствует плану сегодня", - заключил Владимир Сажин.