Вестник Кавказа

Европа запретила себе российский уголь

Европа запретила себе российский уголь

Со среды 10 августа начинает действовать запрет на перевозку угля и других твердых ископаемых видов топлива из России через территорию ЕС и на их поставку в ЕС, аналогичный запрет введен Великобританией.

Эмбарго на поставки российского угля в ЕС было введено в рамках пятого пакета санкций. Ежегодный объем импорта угля в страны ЕС составляет 8 млрд евро, около половины этой суммы приходится на поставки из РФ. Страны Европы активно ищут новых поставщиков угля.

Германия, на фоне энергетического кризиса, ради уменьшения спроса на газ, решилась на временное увеличение использования электростанций, работающих на угле, чтобы пополнить запасы угля к зиме, следует из доклада Международного энергетического агентства (МЭА).

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, Россия в настоящее время активно перестраивает угольный экспорт для минимизации эффекта об европейского эмбарго.

"С одной стороны, европейский угольный рынок был основным для России. И для европейцев мы были главным поставщиком угля, особенно энергетического угля. При этом понимание, что по углю нам придется перестраиваться на азиатские рынки, стало ясно не в этом году, а довольно давно, как только Европа начала вынашивать планы по декарбонизации энергетики. Европейцы с годами стали потреблять все меньше угля, такая тенденция была не новой. Разумеется, сейчас, с введением эмбарго на российский уголь приходится резко заканчивать перестроение, и для российской угольно промышленности все будет зависеть от того, насколько оптимальной окажется логистика", - сказал он.

"Сейчас все больше приходится грузить уголь морским транспортом и отправлять в Азию тот объем, который шел в Европу. Морской путь – не самый оптимальный вариант экспорта, по счастью, это компенсируется тем, что уголь в мире стал довольно дорогим. При дорогом угле морские перевозки остаются рентабельными, тем более что уголь легко транспортировать: просто загрузить в сухогруз и отправить. Кстати, пока Россия везет больше угля в Азию, другие поставщики отправляют его в Европу. То есть сейчас мы попросту меняемся рынками сбыта с такими экспортерами угля, как ЮАР, США, Австралия, Индонезия и Колумбия. Они замещают выпадающие объемы в Европе, мы замещаем выпадающие из-за их переориентацию на ЕС объемы в Азии, в сумме ничего катастрофического не происходит", - обратил внимание экономист.

"Для европейцев это эмбарго создает больше проблем. Если Россия заранее начала перестраиваться на Азию, зная, что ЕС хочется отказаться от угля к 2030 году, то Европе теперь приходится срочно искать замену. А ведь для них оптимальная логистика угольных поставок – как раз из России, которая в течение пары суток способна привезти необходимые объемы по железной дороге. США, ЮАР, Австралия, Индонезия – это все очень далекие от Евросоюза страны, и за логистику поставок оттуда придется значительно доплачивать. По сути, можно говорить о том, что если раньше рынки были выстроены с точки зрения экономики, то сейчас они перестраиваются с точки зрения политики. Конечно, это отразится на потребителе, которому придется за все платить", - заключил Игорь Юшков.

Отметим, что по данным Минэнерго, добыча угля в России за шесть месяца этого года примерно соответствует уровню прошлого года. По итогам года, в соответствии с негативным прогнозом, добыча угля может сократиться на 17% по сравнению с результатом 2021 года, а экспорт может снизиться на 30%, до 156 млн тонн. В 2021 г. экспорт угля из России составил 223 млн тонн, из них в Европу 50,4 млн тонн.

Напомним, в феврале Минэнерго РФ заявляло, что разрабатывается межправсоглашение с Китаем об увеличении поставок до 100 млн тонн в ближайшие 4-5 лет. Кроме того, в прошлом году был подписан меморандум об увеличении поставок в Индию с 8 млн до 40 млн тонн.

 

29675 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ