Вестник Кавказа

Чего ожидать от визита Зарифа в Россию и на Южный Кавказ

Роберт Газарян

МИД Ирана анонсировал масштабное турне главы внешнеполитического ведомства Мохаммада Джавада Зарифа в Россию и на Южный Кавказ. 24-25 января он проведет переговоры с руководством Азербайджана, 26 января побывает в Москве, а 27 января в Ереване. Основной темой обсуждения станет будущее Нагорного Карабаха. Тегеран пытается прощупать сложившуюся в регионе обстановку. В Баку Зарифу предстоит обсудить вопросы делимитации деоккупированного участка государственной границы между Азербайджаном и Ираном.

Кроме того, Тегеран надеться развеять слухи об усилении турецкого присутствия в Азербайджане. Дело в том, что Азербайджан наравне с Россией и Китаем считается одним из ближайших партнеров Тегерана, а Турция - конкурентом Ирана на ближневосточном пространстве. Причем Баку поддерживает тесные партнерские отношение с руководством ИРИ, несмотря на угрозу санкционного давления со стороны Запада.

Турне призвано вселить уверенность в Тегеран, что он может в ближайшее время рассчитывать на южнокавказский регион, в том числе Россию, в вопросе преодоления санкционного давления. Американские санкции наносят серьезный урон экономике Ирана. Администрация президента США Джозефа Байдена пока не озвучила свою стратегию в отношении Ирана, а страны ЕС, от которых в иранской экономике зависит многое, так и не рискнули идти наперекор американским запретам. Все это вынуждает прагматичный Тегеран не упускать из поля зрения малейшие изменения в региональной политике Южного Кавказа, тем более что Иран не питает иллюзий в отношении того, что США в ближайшее время будут обсуждать вопросы смягчения санкционной политики и вернутся в рамки ядерной сделки.

Вероятно, ключевые вопросы сотрудничества в области инфраструктурных проектов будут обсуждаться и в Баку, и в Москве, хотя бы потому, что российская госскорпорация РЖД владеет всеми железными дорогами Армении, участвует в строительстве участка железнодорожной артерии, которая соединит Азербайджан с Нахчыванской автономной республикой, а Армению обеспечит железнодорожным выходом на Россию и Иран. Наконец, между Россией и Турцией будет восстановлено ж/д сообщение, которое было прервано в результате грузино-абхазского конфликта.

Тегеран приветствует миротворческую миссию в Карабахе и тот факт, что стороны могут на время отложить проблемы, которые не решаются на нынешнем этапе, но готовы двигаться вперед там, где это возможно - в первую очередь, в вопросах деблокады районов. Очевидно, Тегеран желает принять участие в этом процессе, тем более что будущая железнодорожная артерия, которая должна пройти через армянский город Мегри, располагается в непосредственной близости от иранской границы. В ближайшие годы на территории Карабаха построят новую железную дорогу, которая изменит транспортную конфигурацию всего Кавказа. Частично работа над восстановлением дорог уже началась: в декабре при содействии российских экспертов было проведено первичное обследование приграничных участков железнодорожной инфраструктуры в Нахчыване и Армении.

Существует и немаловажный политический аспект послевоенного мироустройства Карабахе. Запад в значительной степени утеряли свои позиции в карабахском урегулировании, но это не означает, что внерегиональные силы не попытаются восстановить прежний баланс сил, замедлив миротворческий процесс. В этой связи консервативный в вопросах региональной безопасности Иран оценивает ситуацию таким образом, что нейтралитет может стать для руководства ИРИ проблемой, особенно в том случае если интересы администрации Байдена затронут пространство Южного Кавказа.

9410 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября