В Тбилиси продолжается бурное обсуждение причин и последствий экономического кризиса, охватившего страну вслед за девальвацией национальной валюты сразу на 35%. Дискуссия выливается во взаимные обвинения властей и оппозиции. Соратники экс-президента Михаила Саакашвили заявляют, что причина всех бед - "пророссийский курс правительства российского олигарха Бидзины Иванишвили".
Устав оправдываться и клясться в верности курсу на "европейскую и евроатлантическую интеграцию", правительственные чиновники в последнее время всё чаще намекают на то, что если бы не нормализация отношений с РФ и возобновление экспорта традиционной грузинской продукции (вина, минеральных вод и сельхозпродуктов) на российские рынки, девальвация лари была бы еще масштабнее, поскольку страна могла недосчитаться 180 млн дол., вырученных от экспорта в РФ.
Никто не скрывает, что одной из главных причин ослабления лари стала девальвация российского рубля, поскольку грузинская национальная валюта оказалась гораздо более зависима от самочувствия рубля, чем доллара и евро. Но как выйти из создавшегося положения? Антикризисная программа правительства в течение нескольких часов обсуждалась на заседании профильных комитетов парламента. Министр экономики Георгий Квирикашвили и министр финансов Нодар Хадури сообщили депутатам и общественности, что надеются на возобновление "большой приватизации", привлечение крупных инвестиций и развитие туризма. Причем во всех трех направлениях просматривается "российский след", о чем неоднократно предупреждали бдительные оппозиционеры. Государство решило продать несколько правительственных резиденций (за исключением Крцанисской резиденции, во дворе которой похоронен Эдуард Шеварднадзе, по предусмотрительному решению его детей), Батумский небоскреб, значительную долю в грузинской железной дороги, лицензию общенациональной лотереи и так далее. Оппозиция подозревает, что в большинстве случаев покупателями могут стать российские частные либо государственные компании, в частности "Газпром" и РЖД.
Георгий Квирикашвили подчеркнул, что никаких ограничений, например, для российских авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы в Тбилиси, грузинское правительство устанавливать не будет несмотря на требования грузинского авиаперевозчика – компании "Айрзена". Ее удовлетворят государственными субсидиями, а "Аэрофлоту" и другим российским авиагигантам позволят летать и в другие грузинские города с неограниченной частотой, поскольку больше рейсов из России – это больше российских туристов, а значит дополнительный поток валюты на оскудевший финансовый рынок Грузии.
Министр экономики также многозначительно намекнул о переговорах с Китаем по строительству на черноморском побережье, близ грузинского поселка Анаклия, нового глубоководного порта с пропускной способностью 100 миллионов тонн в год. Это масштаб Хьюстона, Антверпена, Гонконга и других крупнейших портов мира. Объем инвестиций за несколько последующих лет должен составить 5 млрд долларов – больше годового бюджета страны.
Многим показалось, что Квирикашвили, подробно рассказывая об интересе Китая к проекту, намекал Москве, что в Тбилиси готовы рассмотреть вопрос об участии России в строительстве крупнейшего порта на Черном море.
Постпред премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ, Зураб Абашидзе однозначно заявил, что о прекращении переговоров с замминистра иностранных дел России, Григорием Карасиным "речи быть не может". Судя по всему, официальный Тбилиси, несмотря на бурные протесты оппозиции, грозящей общенациональной акцией протеста 21 марта, продолжает искать точки пересечения интересов с северным соседом, поскольку как показали последние события, грузинская экономика куда больше зависит от России и других стран СНГ, чем Евросоюза. Торговля с ЕС даже несколько сократилось сразу после подписания соглашения о евроассоциации", в том числе Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли.