После завершения Карабахской войны Евросоюз был выброшен из Южного Кавказа, однако после начала специальной военной операции на Украине европейцы решили вновь попытать судьбу. Получится ли у Европы укрепиться в зоне стратегических интересов России, и как относится к этому Москве?
Ранее мы писали о возможном ослаблении влияния России в Средней Азии. На самом деле, то же самое возможно и на Южном Кавказе. Обратите внимание, насколько американцы и европейцы активизировались в регионе. В июле Армению и Грузию посещает глава ЦРУ. Потом в сентябре в Армению прибыла делегация во главе со спикером Палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси. В то же месяце глава МИД Армении Арарат Мирзоян принял группу сенаторов из Франции. На этом натовцы не остановились, и накануне в Ереван прилетела еще одна делегация из Конгресса.
Все это происходит на фоне периодических обострений между армиями Армении и Азербайджана на границе. В этом противостоянии Пелоси и французские политики с оглядкой на армянскую диаспору в своих странах поддерживают режим Никола Пашиняна. Вы можете на это возразить, что парламенты еще не представляют полностью позицию страны: французский парламент призвал признать независимость сепаратистского режима в Карабахе, а Пелоси осудила Азербайджан, но правительства все-таки сохраняют баланс. На самом деле ничего подобного. На встрече в Праге президент Эммануэль Макрон присутствовал при решении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна о взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана - но что произошло сразу после этой встречи?
Французский президент выступил на телевидении и сказал, что Азербайджан "развязал страшную войну". На этом Макрон не остановился, набросившись с обвинениями и на Россию, сказав, что Россия разжигает конфликт Еревана и Баку и дестабилизирует регион Южного Кавказа. Прежде чем проанализировать ходы Европы и США, добавлю также, что примерно последний год-полтора в армяно-азербайджанском урегулировании резко активизировался Брюссель. На своей площадке Евросоюз провел четыре встречи Пашиняна и Алиева, и если сюда прибавить последние переговоры в Праге, то получается уже пять.
Теперь обобщим новостную повестку. Что у нас получается? С одной стороны, мы видим, что несмотря на вспышки между Азербайджаном и Арменией медленно, но верно идет нормализация. Страны уже признали территориальную целостность друг друга. Параллельно нормализуются связи Турции и Армении. Эрдоган стал первым турецким лидером за больше чем 10 лет, который встретился с армянским руководством. Самое важное здесь в том, что все эти процессы пытается оседлать и курировать Евросоюз. Так как успешные переговоры идут в Брюсселе и Праге, ЕС может записать их в свой актив. С другой стороны, когда происходят обострения в регионе, Россия занимает сбалансированную позицию, и обиженный Пашинян не приезжает на ШОС и саммит ОДКБ, тут же подключаются американцы. США недостаточно "бархатной революции" в Армении, они хотят полностью оторвать республику от России.
То есть получается, что США и Европа работают рука об руку. Когда идут переговоры – активизируется ЕС, когда обострение – Соединенные Штаты. Их цель прежде всего – усилить свое влияние в регионе. Но, учитывая украинский кризис, эти действия очевидно сопряжены с желанием выдавить Россию из Южного Кавказа. Для стран НАТО желанная цель – ослабить престиж и влияние Путина, причем в зоне исторических интересов России.
Заявления МИД России доказывают, что Москва понимает это желание стран НАТО ослабить Россию. Надо сказать, что при всем желании европейцы допускают ошибки. Заявления Макрона привели к тому, что Баку фактически отказался от посреднических услуг Франции в послевоенных процессах. Самое обидное для Макрона в том, что Алиев защитил и российскую сторону, напомнив французу, что именно при посредничестве России удалось остановить бои на границе Армении и Азербайджана в сентябре.
Таким образом, мы видим попытки Запада внедриться на Южный Кавказ, но благодаря сбалансированной и умной политике ключевых игроков региона, в частности Алиева, планам Запада не суждено сбыться. Алиев продолжает укреплять связи с Россией. Перед спецоперацией он подписал договор о союзничестве с Москвой, и после не раз встречался с Путиным на различных многосторонних и двусторонних площадках, в Самарканде и Астане.
Если же говорить о Грузии, то объективно ждать от нее пророссийской позиции после пятидневной войны 2008 года очень сложно. Но тем не менее ее нейтралитет в вопросах санкций и последующее наказание от ЕС в виде непредоставления Тбилиси статуса кандидата в члены Евросоюза говорит о том, что даже руководство прозападной Грузии сохраняет объективность в отношениях с Россией.