Казахстан и Киргизия стали объектами внимания со стороны китайских СМИ, авторы которых напомнили, что эти две постсоветские республики находятся на "исконно китайских землях, исторически принадлежавших династии Цин". Нур-Султан расценил публикацию как угрозу территориальной целостности страны, нота протеста вручена послу Китая в Казахстане. В Бишкеке же предпочли не обострять ситуацию с могущественным соседом и попросили у него помощи в сложное время.
Публикации статей на китайских информационных ресурсах, якобы подконтрольных Центральному Комитету Компартии Китая "Почему Казахстану нужно вернуться в Китай" и "Кыргызстан был землей Китая" вызвали негодование в Нур-Султане и Бишкеке. Суть материалов, сводился к вопросу, почему республики бывшего СССР после обретения независимости не вернулись в лоно Китая.
Помимо исторического экскурса в статье о Киргизии содержится также анализ экономического состояния республики. Автор делает вывод, что "в составе Китая Кыргызстан жил очень богато, а сейчас это самая бедная страна в мире – размер ВВП на душу населения не превышает 1000 долларов", цитирует китайские СМИ Радио "Азаттык" (киргизская служба Радио "Свобода").
В МИД Казахстана пригласили посла КНР Чжан Сяо и объявили, что публикация подобного содержания не соответствует "вечному духу всестороннего стратегического партнерства, отраженному в совместном заявлении Республики Казахстан и Китайской Народной Республики, которое подписано главами государств 11 сентября 2019 года". Чжан Сяо, который обычно активен в социальных сетях и делится там своими взглядами, на этот раз не стал комментировать инцидент.
В структуре мировой экономики Казахстана Китай остается второй после США державой. Нур-Султан задолжал КНР 11 млрд долларов, Бишкек – 1,7 млн долларов. Но если Казахстан может себе позволить вручить ноту Китаю, то, как сказал "Вестнику Кавказа" директор бишкеского аналитического центра Prudent Solutions (Разумные решения) Эсен Усубалиев, Киргизии надо быть корректней, поскольку Китай не просто сосед, но и дружественная страна-партнер. У Киргизии нет таких ресурсов – нефти и газа, как у Казахстана и такой подушки безопасности.
Поэтому в Бишкеке решили не обращать внимания на публикацию на китайском ресурсе. "Тем более, что это не первый раз, когда в китайском сегменте интернета поднимается тема возврата земель, якобы принадлежавших Джунгарскому ханству, что вызывает острые дискуссии в национал-патриотических кругах обеих стран. Однако появление подобных статей никак не связано с изменением настроений в руководстве Китая или китайского общества, поскольку пограничный вопрос между Китаем и странами Центральной Азии был урегулирован еще в момент формирования "Шанхайской пятерки" (предшественнице Шанхайской организации сотрудничества). Одним из условий создания организации было урегулирование пограничных проблем. Таким образом, Китай довольно успешно закрыл все территориальные споры, которые тянулись со времен Российской империи", - подчеркнул Усубалиев. Эксперт убежден, что никто не посягает и вряд ли будет посягать на территории Казахстана и Киргизии. "Китайские ресурсы, хотя им и приписывают близость к власти, не являются официальной точкой зрения ЦК КПК. Недовольные заключением договоров по границе были и в Китае и Казахстане и Киргизии. Но, повторю, почвы для беспокойства нет, поскольку правительство Китая к этим публикациям не причастно", - отметил эксперт.
Более того, президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков попросил у Китая отсрочки по выплате задолженностей по кредитам. "Учитывая негативное влияние вируса на макроэкономическую ситуацию, президент Жээнбеков предложил рассмотреть возможность облегчения и пролонгацию выплат по внешнему долгу Киргизии перед Китаем", - сообщила пресс-службы главы Киргизии, заметив, что "председатель КНР Си Цзиньпин поддержал усилия Бишкека по борьбе с коронавирусной инфекцией". Пойдет ли Пекин навстречу Бишкеку, пока не известно. Но бремя выплат по кредиту в настоящее время для республики непосильное. Внешний долг республики составляет 3,7 млрд долларов.
"Китай всегда говорил, что открыт для обсуждения вопросов, связанных с оплатой по кредитам. Пекин может пойти на уступки, только потому что ситуация в республике критическая. И шансы получить помощь у нас есть", - считает Эсен Усубалиев. Безусловно, это мера вынужденная. Из-за кризиса, вызванного пандемией COVID-19, только за последний месяц киргизский бюджет недополучил 6 млрд сомов. Всего, по прогнозам экспертам, ущерб по итогам года может составить около 40 млрд сомов.
Депутат киргизского парламента, экс-министр финансов Акылбек Жапаров считает, что соседи не отвергнут предложение киргизской власти: "Объем средств, которые надо выплатить за рубеж, составляет 28 млрд сомов. Если мы попросим приостановить выплаты на год, и Китай, и другие страны согласятся. Эти деньги нужно оставить для поддержки экономики".