Начну все-таки с коронавируса. Хотя об этом трудно, потому что о нем пишут все, пишут много, пишут пессимистично, трагично, с налетом обреченности и мистицизма. В России количество заболевших постепенно растет. То из одного российского региона, то из другого, то из третьего поступают сообщения о заболевших. Случаи, к счастью, единичные. Но отчеты из регионов неуловимо напоминают советские сводки с колхозных полей. Слышится невольно в них какое-то желание не отстать – раз есть там, есть сям, должно быть и тут.
На постсоветском же пространстве печальнее всех, кажется, в Грузии. 15 заболевших – все местные граждане. Двое прибыли из Ирана, остальные каким-то боком связаны с Италией. И благодаря той самой лаборатории имени сенатора Лугара, в которой, как периодически подозревают в России, разрабатывается биологическое оружие, быстро установили, что, если исключить тех, кто приехал из Ирана, то всех остальных заразил один человек, побывавший в Италии. Если верить грузинским источникам, действовал он как самый настоящий диверсант. Вернулся из Италии больной, и вместо того, чтобы сдаться инфекционистам и начать лечиться, перво-наперво пошел на работу, устроил несколько встреч, и только на второй или третий день, когда стало невмоготу, обратился к врачам. Теперь врачи, помимо своих основных дел, еще и детективами заделались – выслеживают тех, с кем этот "итальянец" контактировал или даже мог контактировать. Каждый информационный выпуск в Грузии сопровождается напоминанием часто мыть руки, соблюдать гигиену, избегать скоплений людей и прекратить, черт побери, целоваться при встречах – приветствие, популярное в Грузии среди всех полов и возрастов. Министерство экономики печально констатирует: туристический сезон, похоже, рухнул, масса гостиниц – на грани разорения.
Однако, похоже, печальная пальма первенства по коронавирусу на постсоветском пространстве от Грузии вот-вот перейдет к Молдавии. Дело в том, что 10 процентов населения этой республики работает в Италии. Трудовые мигранты в обязательном порядке возвращаются домой на Пасху. И уже едут, поскольку она не за горами. По примерным прикидкам местных источников, приезжает по 400 человек в день. Один автобус с молдаванами удалось остановить в Румынии и отправить в карантин. Но только один. Остальные едут. Другие добираются самолетами. Молдавские власти уже объявили, что своих граждан будут впускать, а иностранцев – нет. Только какая от этого польза? Толпы граждан Италии, рвущихся в Молдавию, не замечены.
Главное же в том, что уже гуляет информация о выводе каких-то ученых – дескать, не стоит надеяться на то, что коронавирус сам пойдет на спад. Откуда такой вывод, на чем он основан – не понятно. Хотя бы потому, что в Китае потихоньку именно это и происходит. Чего пока не сказать, допустим, об Иране. Там даже очень большие чиновники заболели, и вообще процент подхвативших коронавирус совершенно беспощадный. Но тут такая закавыка, сказал мне один умный врач, работающий в Лос-Анджелесе, бывший мой одноклассник: штука в том, что методика вывода процента заболевших не оглашается. То есть в Корее, например, на коронавирус могут проверять все население поголовно – уровень медицины позволяет это, и там получается минимальный процент заболевших. А в Иране, похоже, на коронавирус проверяют всех, кто чем-то болен, и, соответственно, процент высокий. Если же к вопросу подойти объективно, сказал он, то коронавирус не опаснее других острых гриппов, процент смертности ниже, он неприятен, конечно, опасен, но весь ажиотаж смахивает на искусственный. Поэтому, вынес он вердикт, пострадает прежде всего экономика – кому-то это было нужно.
Тут впору вспомнить про нефть, про подножку Саудовской Аравии, про падение курса рубля и иных валют, привязанных к стоимости черного золота. Мировая экономика потрясена. Котировки акций падают. Биржи лихорадит. Одни молниеносно теряют миллионы, другие стремительно зарабатывают сотни тысяч. И все это похоже на глобальное сумасшествие, охватившее всех. Да так, что, например, в Афганистане почти одновременно прошла инаугурация двух президентов сразу.
Ладно Афганистан. Там многое не всегда понятно. Даже кто с кем воюет, за что, за кого, или против кого. Но вот другого рода сумасшествие: знаменитого Роналдиньо поймали в Парагвае и посадили в кутузку. С поддельным парагвайским паспортом приехал этот бразилец в Парагвай. Да, тот самый вечно улыбающийся Роналдиньо. Последний настоящий волшебник футбола, под бережной опекой которого в "Барселоне" рос и креп сам Месси. Для чего Роналдиньо, лицо которого "наизусть общеизвестно" и в нефутбольных странах безо всякого паспорта, поперся в футбольный Парагвай с поддельным парагвайским паспортом да еще демонстрировал его на пограничном пункте, непонятно вдвойне. Потому что из Бразилии в Парагвай и из Парагвая в Бразилию, согласно двустороннему договору, можно ездить без паспортов. А зачем парагвайской полиции понадобилось сажать футбольную мегазвезду недавнего прошлого – тоже не совсем понятно, потому что статьи наказания за этот проступок нет. Но посадили, и держат пока в кутузке.
Но и с Роналдиньо – ладно. Сумасшествие громкое, знаковое, но все-таки локального характера. А из глобального – мало нам и всей планете коронавируса, так еще вот-вот полчища саранчи обрушатся и уничтожат посевы и все съестное так, что человечество начнет вымирать от голода. И не когда-нибудь, а вот-вот - этой весной-летом. Такой публикацией "обрадовал" National Geographic – издание серьезное, в "желтизне" не особо замеченное.
Мир из-за небывалого нашествия саранчи ожидают голод и толпы новых беженцев, предрекает издание. Последствия катастрофы ощутит на себе лично каждый десятый землянин. Количество прожорливых отвратительных насекомых растет с фантастической скоростью. Они уже опустошают пространства от Танзании и Сомали до Пакистана и Китая, который и так с трудом сдерживает (sic!) эпидемию коронавируса. Полным ходом применяются опрыскивания с самолетов, но яды саранчу берут плохо – ее очень много. Небывалое увеличение количества насекомых ученые связывают с глобальным изменением климата.
National Geographic живописует грядущий апокалипсис напоминанием о том, что в одной стае саранчи может быть от полумиллиарда до 10 миллиардов особей. Они способны за сутки покрыть расстояние в 100–200 километров, уничтожив без разбора любую попавшуюся растительность, и оставив за собой… пустоту. Если стая саранчи покрывает площадь в один квадратный километр, она уничтожает там столько же пищи, сколько в сутки потребляют 35 тысяч человек.
"Если не начать борьбу сейчас, то через три месяца нынешнее их количество может возрасти в 500 раз", - говорится в заявлении Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. По ее данным, последнее резкое увеличение количества саранчи было зафиксировано в Западной Африке в 2003–2005 годах, а причиненный ею ущерб оценивался в 2,5 млрд долларов. Сейчас же положение многократно хуже.
Как минимум половина стран, где сейчас саранча уничтожает все, что растет, экспортирует по всему миру в промышленных масштабах важную сельскохозяйственную продукцию - пшеницу, арахис, хлопок. Эти поставки могут резко сократиться или вообще исчезнуть. Другая половина этих стран уже охвачена различными войнами и социально-политическими конфликтами. Нашествие саранчи в места, где плотность населения огромна, и большая часть его живет в бедности, ведет к массовым смертям, новым войнам и в целом к гуманитарной катастрофе...
Веселый год наступил, однако, что и говорить. Одно название – високосный.