Россия определяет Северный морской путь (СМП) как судоходный маршрут от Карского моря до Тихого океана. Путь проходит вдоль арктического побережья России от пролива Карские ворота между Баренцевым и Карским морем, вдоль Сибири до Берингова пролива. Eurasian Times пишет, что Москва ведет геополитическую игру в Арктике, подчеркивая важность доступности арктических портов и дальнейшего развития судоходных маршрутов Северного морского пути, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. При активной поддержке Китая Россия намеревается сблизиться с Японией и Южной Кореей, чтобы ослабить реализацию планов США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Российский проект получил развитие, благодаря недельному затору в Суэцком канале, который начался 23 марта, когда сверхбольшой контейнеровоз класса Golden, Ever Given весом 250 000 тонн, следуя из Малайзии в Нидерланды, сел на мель, в результате чего другие массивные суда застряли вдоль водного пути. Каждый нерабочий день канала обходился мировой экономике примерно в $9,6 млрд. Поскольку Суэцкий канал служит основным маршрутом транспортировки углеводородов с Ближнего Востока в Европейский союз и США, заблокированные танкеры временно привели к росту мировых цен на нефть и породили неуверенность среди инвесторов.
Северный морской путь
Россия определяет Северный морской путь как судоходный маршрут от Карского моря до Тихого океана. Путь проходит вдоль арктического побережья России от пролива Карские ворота между Баренцевым и Карским морем, вдоль Сибири до Берингова пролива. Северный морской путь имеет ряд альтернативных переходов и маршрутов между Новой Землей и Беринговым проливом. Ожидается, что СМП принесет России огромные стратегические и коммерческие выгоды. Например, по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, предполагаемое судоходство по СМП сократит расстояние между Шанхаем и Роттердамом (крупнейшим торговым портом Европы в Нидерландах) почти на 2800 морских миль, то есть на 22%. Этот маршрут также может снизить транспортные расходы на 30-40%.
Так, контейнеровоз из Токио в Гамбург (главный портовый город Германии) курсирует по Суэцкому каналу около 48 дней, а по СМП он сможет преодолеть такое же расстояние приблизительно за 35 дней. По мнению российских аналитиков, несмотря на то, что 12% мировой морской торговли проходит через Суэцкий канал, и это немалая доля, маршрут нельзя назвать незаменимым. Мир не может быть чрезмерно зависимым от Суэца и должен иметь альтернативные маршруты. Существует план создания альтернативного канала ”Израиль-ОАЭ”, который соединит израильский порт Эйлат на Красном море со Средиземным морем, но проект чрезвычайно дорогостоящий. По мнению экспертов, рытье каналов вдоль восточной оконечности Синайского полуострова протяженностью около 250 километров путем прорезания холмов высотой в сотни метров потребует инвестиций в размере более $ 100 млрд.
Длина Суэцкого канала- 193 км. Египет, которому принадлежит Суэцкий канал, может построить новый канал параллельно Суэцкому или расширить существующий за треть стоимости израильско-эмиратского проекта. Ссылаясь на вышеуказанный фактор, российские аналитики, например, Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ, утверждают, что, хотя Суэцкий канал до сих пор был самой надежной транспортной артерией в мире, его репутация пошатнулась, открыв возможности для СМП.
Проблемы изменения климата
В последнее время Москва также сводит к минимуму неопределенности, связанные с сезонным состоянием северной полярной ледяной шапки и транзитными возможностями грузоотправителей через Арктику. Глобальное изменение климата постепенно повышает конкурентоспособность СМП. Согласно российскому исследованию, 2020 год побил еще один рекорд по температуре, а ледяной покров Арктики уменьшился в пять-семь раз по сравнению с 1980-ми годами. В результате площадь ледового покрова в Северном Ледовитом океане в прошлом году сократилась до рекордно низкого уровня в 26 000 квадратных километров. Это, в свою очередь, увеличивает возможности судоходства по СМП и уменьшает потребность в ледоколах (у России самый большой флот ледоколов в мире). В любом случае почти все современные торговые суда хорошо оборудованы ледокольными средствами, что позволяет им самостоятельно совершать плавания по Северному морскому пути, утверждает Москва.
Российское судно, перевозившее СПГ с Ямала, одного из крупнейших газовых месторождений России на его северном побережье, в Китай, преодолело маршрут туда и обратно в период с 27 января по 19 февраля прошлого года, посреди зимы и без ледокольной проводки. Несмотря на нерешительность западных судоходных компаний, крупнейшая в мире компания по контейнерным перевозкам, датская Maersk, начала использовать данный маршрут три года назад.
Интерес Китая к СМП
Китай, одна из первых стран, опробовавших российский маршрут в коммерческих целях, с 2013 года отправляет все большее количество судов в Европу по Северному морскому пути. Япония и Южная Корея, две ведущие промышленные страны в регионе, также начали использовать северный маршрут. На СМП больше нет препятствий для морских перевозок, поэтому он становится все более привлекательным. Согласно плану президента Путина, объявленному в 2018 году, средний годовой объем грузов, перевозимых по Северному морскому пути, составит 80 млн тонн к 2024 году, а на полную мощность планируется выйти к 2030 году.
Россия выиграет, когда СМП станет полностью функциональным в течение всего года, а не только в летние месяцы, как это чаще всего происходит в настоящее время. Будут привлечены иностранные инвестиции в арктический регион, в котором, как считается, находится 13% неразведанной нефти в мире, 30% природного газа и 20% сжиженного газа, не говоря уже о других полезных ископаемых и богатых биоресурсах. Учитывая растущие связи России с Китаем, неудивительно, что Пекин проявил большой интерес не только к развитию Арктического региона, но и к СМП. С включением Полярного шелкового пути в инициативу ”Один пояс - один путь” Китай быстро превращается в основного неарктического игрока в регионе.
Внося вклад в развитие коммерческого судоходства на Севере, Китай стремится диверсифицировать свои торговые маршруты и связать себя со странами Арктики сетью морских коридоров через СМП. Это приблизит его к европейским и американским рынкам, уменьшит уязвимость в Индийском океане и значительно снизить важность Малаккского пролива.
Индо-Тихоокеанский регион потеряет актуальность?
Полностью функциональный СМП может изменить стратегический баланс между Индийским и Северным Ледовитым океанами, сделав нефть и газ более доступными для основных потребителей в Европе и Восточной Азии (Китай, Япония и Южная Корея). Как только это произойдет, Индийский океан и даже Индо-Тихоокеанский регион, возможно, потеряют глобальное значение. Однако описанный выше сценарий может столкнуться с тремя вопросами.
Во-первых, СМП будет экономически привлекательным при наличии хорошей инфраструктуры, на развитие которой у России нет средств в десятков миллиардов долларов. Поможет ли в данном случае Китай России?
Во-вторых, не сделают ли расширяющиеся санкции Вашингтона в отношении Москвы Берингов пролив, физически отделяющий Россию от США, опасным узким местом, тем самым минимизировав коммерческую конкурентоспособность СМП?
В-третьих, безопасно ли объявить СМП важной транспортной артерией в регионе, где происходят экологические трагедии из-за таяния вечной мерзлоты на Крайнем Севере?