Неделю мир жил в условиях блокады Суэцкого канала из-за севшего на мель 400-метрового грузовоза Ever Given, за это время с обеих сторон канала скопились сотни судов, а значительная часть логистики временно была перенаправлена по классическому маршруту в обход африканского мыса Горн. Только 29 марта грузовоз сняли с мели, и лишь сутки спустя через Суэцкий канал было налажено нормальное судоходство. Чему научило это ЧП мировую экономику, и есть ли альтернатива Суэцкому каналу? В этом "Вестник Кавказа" разбирался вместе доцентом кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамарой Сафоновой.
Еще чуть-чуть и Европа осталась бы без туалетной бумаги, кофе и тунца – так соцсети отшучивались по поводу последствий блокады 23 марта судном Ever Given Суэцкого канала. Действительно, этот морской коридор жизненно важен для мировой торговли, через него проходит 12% международных торговых перевозок. Например, по этому маршруту курсирует 98% грузовых судов между Германией и Китаем. Каждый день из-за блокады Суэца мировая экономика теряла по $10 млрд (что соответствует ежегодному объему ВВП Кыргызстана).
Надо заметить, аналогичные инциденты происходили и раньше. В 2017 году на мель сел японский контейнеровоз, но проблему удалось решить за пару часов. Где гарантия того, что подобные инциденты не повторятся в будущем? Из-за огромного спроса на морскую торговлю и желания бизнеса сэкономить деньги, суда строят все более крупными, но Суэцкий канал продолжает оставаться узким. Его ширина по зеркалу воды составляет максимум 350 м (у судна Ever Given – 400 м), а по дну 45-60 м. Одно неосторожное движение вправо или влево, и корабль застревает на пару дней.
В этой ситуации есть два выхода. Первый - расширять канал, но это крайне дорогая затея. Есть ли у Египта на это деньги? В 2015 году президент Абдель-Фаттах ас-Сиси потратил $8,5 млрд долларов на реконструкцию канала. Параллельно построенному 145 лет назад каналу построили дублер. "Новый Суэц" имеет ширину в 137 м. У египетских властей есть в планах дальнейшее расширение канала. Этим уже занимаются и соседи египтян. Анкара приняла решение возвести параллельно Босфору т.н. "Стамбульский канал".
Модернизация Суэца в нынешнем варианте все еще недостаточна, ибо крупногабаритные суда, как Ever Given, все еще могут испытывать проблемы. Если, конечно, не установить новые правила прохода.
"Ситуация в Суэцком канале вскрыла ряд проблем, включающих необходимость "расшивки узких мест" в судоходстве, диверсификации направлений морских перевозок, необходимость оптимизации транспортной логистики. Она продемонстрировала, насколько высоки риски недооценивания соотношения габаритов судов и текущих пропускных возможностей канала. Кроме того, при всей экономической привлекательности использования судов с большой грузоподъемностью при возникновении форс-мажорной ситуации они также несут риски осложнений при буксировке и подъеме судна", - прокомментировала ситуацию "Вестнику Кавказа" доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Тамара Сафонова.
Второй вариант для тех, кто не хочет снова застрять в Суэцком канале - искать альтернативные маршруты. В этом смысле Китаю и Европе без России не обойтись. Морские грузы можно спокойно доставлять через Арктику по Северному морскому пути (СМП). Его участок от Санкт-Петербурга до Владивостока равен 14 тыс км, если плыть через Суэцкий канал, то придется преодолеть 23 тысячи км. Понятно, что от Петербурга нужно еще добраться до Европы, а из Владивостока, например в Йокогаму, но даже в таком случае СМП оказывается более коротким, следовательно, более экономным вариантом. К тому же он еще и безопаснее. На всем пути следования не встретишь ни одного пирата или района, где идет гражданская война, как в Йемене.
"Исключительная ситуация в Суэцком канале может оказаться дополнительным драйвером ускоренного развития Северного морского пути. Для России это новые возможности усилить свои позиции надежного поставщика энергоресурсов", - говорит Сафонова.
В 2021 году арктические танкеры ледового класса Arc7 успешно осуществили самостоятельный переход без сопровождения ледокола из порта Сабетта по Северному морскому пути в страны АТР. При этом доставка сжиженного природного газа по СМП в восточном направлении оказалась на 40% быстрей, чем через Суэцкий канал, заметила эксперт. "Использование альтернативного маршрута дает преимущества в части более короткого «плеча» доставки, в скорости проходки судов, а также возможности расширения навигационного периода в Арктической зоне", - добавила она.
В дополнение к арктическому маршруту Европа и Китай могли бы задуматься об увеличении грузопотоков по суше. Через Россию и так проходит 10% всех поставок между этими двумя крупными экономиками, Но это не предел. Китай, кстати, в этом году двукратно увеличил железнодорожные перевозки.
Нарастить объемы поможет расширение Транссибирской магистрали и транзит через казахский город Достык. Наряду с железной дорогой, есть также проект автомобильной дороги "Западная Европа-Западный Китай". Сухопутные грузоперевозки через Россию и Казахстан крайне выгодны, потому что в ЕАЭС единое таможенное пространство и компаниям не придется платить пошлины нескольким государствам. Что крайне важно – грузы минуют зоны с конфликтным потенциалом, как Ближний Восток. О еще одной альтернативе Суэцкому каналу на днях напомнил иранский посол в России Казем Джалали - о проекте "Север-Юг", соединяющем Россию с Индией через Азербайджан и иранские порты. В отличие от египетского транзита, данный транспортный коридор экономит время на 20 дней, а расходы сократит на 30%.
ЧП в Суэцком канале также показало, насколько опасна для Европы зависимость от ближневосточных энергоресурсов. Например, сжиженный природный газ из Катара в Европу идет исключительно по этому маршруту. Любые перебои повышают цены на нефть и газ, и оставляют Германию, Италию и Францию без важного топлива. Так что было бы неплохо, если критикующие "Северный поток-2" страны Европы задумались об этих рисках. Прямая газовая труба по дну Балтики куда надежнее СПГ, который к тому же на четверть улетучивается, пока под палящим солнцем пересекает Красное море.