К 2030 году российская компания НОВАТЭК планирует утроить текущие темпы производства сжиженного природного газа до 70 миллионов тонн в год, несмотря на нынешнее перенасыщение, которое привело к снижению цен на СПГ во всем мире, и ущерб спросу, нанесенный пандемией.
Oil Price в материале Russian LNG Gets A Climate Change Boost, со ссылкой на Argus Media, пишет, что в сентябре отгрузки сжиженного природного газа с завода НОВАТЭК "Ямал СПГ" по Северному морскому пути составили 700 тысяч тонн. Так был побит августовский рекорд в 623 тысячи тонн. Это стало существенным увеличением объемов отгрузки СПГ с "Ямал СПГ" по сравнению с показателями годом ранее. Поставки будут продолжать расти, поскольку Северный морской путь (СМП) дольше будет открыт для морских перевозок.
По данным информационного бюро СМП, всего за первое полугодие по Северному морскому пути, проходящему вдоль арктической границы России на протяжении 24 тысяч км, было совершено 935 поставок. Это значительно больше, чем в первой половине как 2019 года, так и 2018 года, особенно с учетом продолжающейся пандемии. Фактически, самым прибыльным месяцем для СМП был апрель, когда Европа и США находились в изоляции. Но это не все. Большинство поставок по маршруту приходилось на СПГ и нефть. На ямальский объект НОВАТЭК пришлось 257 поставок, а на отгрузку нефти и нефтепродуктов с терминала "Ворота Арктики" пришлось 228.
С экологической точки зрения таяние арктических льдов вызывает тревогу. Однако с экономической точек зрения потепление арктического климата открывает широкие возможности. Оно дает НОВАТЭК возможность использовать короткий путь между Европой и Азией на более длительные периоды. Это, несомненно, отразится на ценах.
"Кораблей гораздо больше, потому что лед тонкий, и можно плавать без помощи ледоколов, - сказал в недавнем интервью Wall Street Journal главный редактор Norwegian High North News Арне Холм. - СМП требует больших инвестиций для привлечения более крупных грузовых судов, но активность набирает обороты, и если лед продолжит таять, этот маршрут станет еще одним вариантом для перевозки грузов из северного Китая в Европу".
Несколько банков уже пообещало выделить в общей сложности 9,5 млрд долларов на финансирование второго СПГ-проекта НОВАТЭК - Арктик СПГ-2. Согласно сообщениям Reuters, Банк развития Китая и немецкий Euler Hermes входят в число кредиторов, которые уже взяли на себя обязательства, а французская компания Pbifrance пока не приняла окончательного решения о финансировании. Банк развития Китая является самым щедрым спонсором проекта Арктик СПГ-2 стоимостью 21 млрд долларов - он планирует вложить в проект 5 млрд долларов.
Арктик СПГ-2 обладает мощностью по сжижению объемов газа стоимостью примерно 19,8 млн долларов в год. Проект должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году и выйдет на полную производственную мощность к 2026 году, а НОВАТЭК уже заказала строительство флотилии из 14 танкеров ледового класса. У России серьезные планы по расширению своего присутствия на рынке СПГ. Министр энергетики Александр Новак недавно заявил, что страна ожидает занять 25% от общей доли мирового рынка СПГ, а к 2025 году общая мощность по сжижению газа в России должна составить 68 млн тонн.
"У нас крупнейший потенциал добычи газа, а также сильная и развитая экспортная инфраструктура", - сказал Новак, отметив, что развитие Северного морского пути поможет сделать поставки СПГ более быстрыми и дешевыми.
Россия стала вторым по величине поставщиком СПГ в Европу после мирового лидера - Катара. В прошлом году она экспортировала в Европу 16 миллионов тонн сверхохлажденного газа по сравнению с 7 миллионами тонн в 2018 году. Для сравнения, Соединенные Штаты экспортировали 12 миллионов тонн СПГ в Европу.
"Для Европы российский СПГ – один из самых дешевых в мире. Он может попасть в Европу по цене менее $2/млн БТЕ, - сказал в интервью Petroleum Economist старший аналитик S&P Global Platts. - Из-за этого ценового стимула Россия стала вторым по величине поставщиком СПГ в Европу в прошлом году, обогнав Нигерию и вытеснив других ключевых поставщиков, включая Алжир".
Поскольку Северный морской путь ежегодно работает в течение более длительных периодов, цены могут упасть еще больше, что затруднит положение конкурентов, в первую очередь, производителей СПГ из США. Азия остается потенциальным крупным рынком сбыта СПГ: в регионе находятся крупнейшие в мире импортеры, включая Южную Корею, Китай и Японию. Цена будет для них приоритетом, особенно после того, как пандемия нанесла их экономикам ущерб. А по цене Россия, кажется, опережает всех конкурентов, в немалой степени благодаря изменяющемуся климату.