Вестник Кавказа

Россию ждет новая пенсионная реформа?

Минфин по итогам февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева сформулировал свои предложения по реформированию пенсионной системы, - пишут "Ведомости".

Предложенный ведомством проект включает в себя шесть пунктов и предусматривает изменение тарифов, правил выплаты и индексации пенсий (включая реформу института досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста).

Также предусматривается изменение самой структуры пенсионной системы, отменив обязательность накопительных взносов и переведя их в "квазидобровольный формат".

Передачу сбора страховых взносов в ведение Федеральной налоговой службы Минфин предлагает совместить с реформой тарифной политики, предполагающей установление единого тарифа социального страхования, который будет взиматься со всей зарплаты.

Отдельно чиновники предлагают сократить индексацию пенсий на 2017 год, не уточняя насколько.

Проект предусматривает также повышение пенсионного возраста для россиян до 65 лет с шагом 6-12 месяцев в год. Помимо этого, в Минфине предлагают отказ от выплаты пенсии (или хотя бы ее части) работающим пенсионерам.

Ведомство планирует ввести изменения и в отношении бюджетников, которые имеют право на досрочные пенсии, в частности, предлагается постепенно повысить необходимый стаж, чтобы он совпадал с общеустановленным пенсионным возрастом.

Проект Минфина также предусматривает отмену с 2019 года обязательности накопительного компонента и сделать его "квазидобровольным", что подразумевает стимулирование добровольной "кубышки" среди россиян, - сообщает РИА Новости.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор РАНХиГС Александр Сафонов рассказал, что предложения Минфина направлены исключительно на сокращение обязательств государства по пенсионному обеспечению в отношении граждан.
"Первое - это то, что для граждан сокращается срок получения пенсий. Если мы возьмем среднюю продолжительность жизни мужчин, достигших 60 лет, то она составляет где-то 7 лет. То есть, если перевести в сухие цифры, то в среднем у нас мужская часть населения будет получать пенсию всего лишь два года. Насколько это социально справедливо и правильно, судите сами. Второй момент - Минфином совершенно не просчитаны последствия для рынка труда. В условиях экономического кризиса, спада любое непросчитанное движение на рынке труда приведет к тотальному увеличению безработицы. У нас сегодня с вами по статистике Пенсионного фонда России (ПФР) количество лиц пенсионного возраста, продолжающих трудовую деятельность, всего лишь 36%, а 64% - это лица, которые по состоянию здоровья, либо по состоянию рынка труда или по семейным обстоятельствам найти себе работу не могут. То есть, соответственно, у нас почти с вами 30 млн человек - это лица из числа пенсионеров, которые не работают. И в условиях, когда безработица растет, она у нас сейчас составляет 4 млн 600 тыс человек, это только официально зарегистрированные, учтенная безработица, а еще есть свыше миллиона человек, которые находятся в режиме неполной занятости, - это просто приведет к обвалу рынка труда", - уверен эксперт. 

"Модель, которую мы строили, показывает, что эффект от экономии, связанный с увеличением пенсионного возраста, сокращения количества получателей пенсии, будет работать всего лишь три года. А к седьмому году бюджет, особенно бюджеты субъектов РФ, накопит обязательства перед новыми безработными в виде необходимости выплаты им пособий по безработице - соответственно выплаты всякого рода дополнительных пособий, доведения их доходов до прожиточного минимума составят до 3 трлн рублей: это как раз тот размер трансферта, который бюджет переводит в Пенсионный фонд. То есть, к седьмому году мы опять встанем перед проблемой нового повышения пенсионного возраста. Понятно, что продолжительность жизни за такой период времени резко не возрастет. Соответственно, надо будет принимать решение об отмене выплаты пенсий вообще", - пояснил Александр Сафонов. 

Надежды Минфина на то, что ликвидация накопительной пенсии и переход на добровольные накопления приведут к тому, что население начнет копить, совершенно неоправданны, - считает экономист. "У нас с вами сегодня медиальная средняя заработная плата, это заработная плата 50% работающих, составляет всего лишь 22 тыс рублей. При очень низком прожиточном минимуме, где-то в районе 10 тыс рублей, у большинства работающего населения физически нет возможности накапливать что-либо. Поэтому предложения о введении добровольных пенсионных накоплений никак не будут развивать - они не позволят дополнительно что-то накопить. В то же время я не увидел в предложении Минфина никаких идей, связанных с борьбой с "серым" рынком труда. У нас 16 млн человек, работающих сегодня, не платят в социальные фонды ни копейки. Потери от этого составляют 1 трлн 400 млрд рублей. То есть Минфин не хочет этим заниматься, потому что это проблема достаточно сложная: легче взять и отрезать, убавить социальные гарантии", - рассказал Александр Сафонов.

Здравые мысли, которые прозвучали в этих предложениях - это проблема выравнивания страховых ставок до 22% как тем лицам, которые имеют низкие заработные платы, так и тем лицам, которые имеют высокие заработные платы, - считает проректор РАНХиГС. "Сейчас ведь у нас по закону с заработной платы, превышающей порог 756 тыс рублей, платежи в Пенсионный фонд взимаются всего лишь в размере 10%. Соответственно возникает вопрос: а вот эта тема обсуждалась например с теми компаниями, которые сейчас являются бенефициарами вот такого положения? То есть это в первую очередь топливно-энергетический комплекс, где действительно высокие зарплаты. Не приведет ли это в условиях снижения цен на нефть к тому, что издержки этих компаний резко возрастут, потому что придется платить больше отчислений в систему Пенсионного фонда? И соответственно эти компании, которые сейчас имеют в своем распоряжении негосударственные пенсионные фонды и платят туда в рамках корпоративных программ, они, скорее всего, будут вынуждены сокращать эти отчисления в систему добровольного пенсионного накопления в пользу выплат в Пенсионный фонд. Поэтому это может очень серьезным образом повлиять и на формирование так называемых "долгосрочных денег", - уверен эксперт.

"Те предложения, которые сейчас прозвучали, мне кажется, очень и очень слабо проработаны. Это, скорее всего, просто общие идеи, которые звучали на разных площадках, в разных дискуссиях. Но говорить о том, что это какая-то серьезная программа с серьезными экономическими расчетами, с пониманием отрицательных и положительных эффектов, в том числе понимания, когда эти отрицательные эффекты возникнут и что с ними делать, нельзя. Да, Минфин предложил эти идеи, но это скорее его попытка поторговаться за бюджет. Поэтому это не одно предложение по повышению пенсионного возраста, а целых шесть. Ну - что-то из шести пройдет. Скорее всего, это будет касаться трех направлений. Первое, которое разделяет социальный блок - это отмена обязательной накопительной пенсии. Второй блок - это вопрос, связанный с изменением системы получения досрочных пенсий. Когда действительно досрочную пенсию получает только тот, кто реально не может работать. Сейчас у нас действительно большинство людей, которые вышли на досрочную пенсию, продолжают трудиться. И третий аспект, который, скорее всего, тоже пройдет - это выравнивание ставок платежей, потому что оно в очередной раз будет напрягать наш нефтяной комплекс. Поэтому вот что-то из этих трех предложений в каком-то виде, наверное, пройдет, а остальное будет отложено на период после по крайней мере выборов 2018 года", - заключил Александр Сафонов.

14385 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ