Переговоры с участием представителей Израиля и Турции, которые состоялись в Азербайджане в апреле, завершились договоренностью о создании "горячей линии", которая позволит предотвратить возможные конфликты и скоординировать военные действия в Сирии, сообщает Middle East Eye, ссылаясь на два источника.
По их информации, еще один, уже пятый раунд турецко-израильских переговоров состоится, по всей видимости, в конце мая.
Издание уточняет, что турецкая сторона хотела бы развернуть в Сирии свои наземные силы, в том числе бронетехнику и пехоту. В то же время, Анкара обязуется не размещать оборудование, которое могло бы отслеживать передвижения израильских ВВС, то есть системы ПВО и РЛС. Источники пишут, что Израиль не против, при условии что это отразится на операциях ЦАХАЛ.
В материале также отмечается, что ход переговоров в целом позитивный.
Кроме того, одновременно свои переговоры в Азербайджане осуществляют Израиль и Сирия, их цель – устранение разногласий.
"Переговоры, которые поддерживают Турция и Азербайджан, сосредоточены на мерах по укреплению доверия между Израилем и Сирией"
– издание
Почему Баку был выбран площадкой для переговоров по Сирии?
Научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" объяснил выбор Азербайджана как площадки для переговоров Турции и Израиля по Сирии.
"У Баку дружеские отношения с Израилем, и они продолжают развиваться, поддерживаться на положительном уровне. В Анкаре площадка Баку не вызывает никаких вопросов, и в Тель-Авиве тоже нет причин для отказа – Баку устраивает обе стороны. Более того, Баку располагается географически не так уж далеко от Ближнего Востока, от Сирии непосредственно. Наконец, не приходится сомневаться в посреднических способностях Азербайджана в контексте контактов между Турцией и Израилем", – рассказал эксперт.
Каковы перспективы турецко-израильских переговоров по Сирии?
По словам Амура Гаджиева, главное разногласие между Турцией и Израилем по сирийскому вопросу заключается в спорах вокруг установления зон влияния. "Турция пытается создать новые военные базы, помимо тех , которыми она располагает на севере Сирии, в центре и на юге страны, что Израиль воспринимает в качестве угрозы. Анкара же требует, чтобы Израиль ограничил свое присутствие на территории Сирии", – пояснил он.
Еще одно требование Турции к Израилю, отметил эксперт, заключается в прекращении или хотя бы минимизации отношений с прокурдскими Отрядами народной самообороны и другими аналогичными организациями. "Хотя руководство запрещенной в Турции РПК приняло решение о самороспуске, но Отряды народной самообороны, например, вполне могут продолжать свою деятельность, в том числе и при поддержке Израиля", – уточнил Амур Гаджиев.
"Если говорить о других требованиях по Сирии, то, наверное, Анкара хотела бы, чтобы Израиль ограничил свои действия на сирийской территории и чтобы зона конфликта не расширялась на территории Сирии. Но здесь Израиль исходит из собственной безопасности, и слово Турции едва ли на что-то повлияет", – добавил он.
Говоря о перспективах координации между сторонами по Сирии, о проведении технических встреч и о создании механизма по недопущению конфликтных ситуаций, директор Центра изучения современной Турции пояснил, что, возможно, стороны будут предоставлять информацию, чтобы избежать нежелательных инцидентов, которые могли бы еще более усугубить и без того непростые отношения между Анкарой и Тель-Авивом.
"Поэтому на техническом уровне переговоры возможны, они идут, и они будут продолжаться. Азербайджанская площадка наиболее адекватна в этом смысле. Но о каких-то перспективах по развитию отношений или по расширению контактов пока говорить рано. Израиль продолжает бомбить Газу, а недавно накрыл огнем и дипломатов, которые находились на Западном берегу реки Иордан. В таких условиях нормализации турецко-израильских отношений ждать не приходится. Это будет противоречить риторике турецких властей, да и турецкое общество, а также мусульманские страны, просто не поймут руководство Турции, которое и так критикуют в чрезмерных торгово-экономических отношениях с Израилем", – заключил Амур Гаджиев.