Проблема происхождения
Армяне, придерживающиеся великодержавных установок, идентифицируют себя как «настоящие армяне», используя метод «удревления» своих родов, семей, мест происхождения и проживания.
Житель крупного армянского города может скептически относиться к выходцам из других районов Армении и уж тем более к представителям диаспоры.
Также скепсис могут вызвать армяне-мусульмане, поскольку для большинства история связана с христианской религией.
Армяне всегда интересуются происхождением соплеменников, обращая внимание на местность, откуда те приехали. Многие без труда назовут имена и должности американских или французских армян, диаспоральных функционеров, работающих в структурах власти.
Языковой барьер
Армянин должен разговаривать на армянском языке - это слышат все молодые армяне, где бы они ни жили. Во многих семьях, проживающих за пределами страны, сохраняется традиция говорить дома по-армянски. Однако в тех семьях, где распространено двуязычие, отдают предпочтение тому языку, на котором принято говорить в стране проживания. Здесь кроется проблема нескольких поколений армян. Среди молодых велик процент не говорящих на армянском языке, а использующих его лишь по необходимости или вовсе знакомых с языком по отдельным фразам.
Это создает дополнительные трудности в коммуникации: консервативные армяне настороженно относятся к тем, кто обязан (по их мнению) знать родной язык независимо от того, есть ли необходимость в его повседневном использовании.
Многие армяне, проживающие за границей, не учатся в армянских школах и плохо знают литературный вариант языка. И на этом основании те, которые называют себя «настоящими армянами» , могут отказать "неучам" в общении. Для таких людей существуют определения, например, «русахос», что дословно означает русскоговорящий.
Армянин, говорящий с акцентом на родном языке, вызывает у «правильных армян» приступ смеха.
Проблема интересов
Живущие в разных странах армяне сумели сформировать сильные диаспоры, которые со временем приобрели уникальные культурные особенности.
Так, западные и значительная часть ближневосточных армян избрали для себя консолидирующим фактором политику признания трагических событий в Османской империи в начале XX века. Армяне, живущие в республиках бывшего СССР, на протяжении многих лет пристально следили за событиями вокруг Карабаха. Разные стремления и понимания, куда и зачем мобилизировать человеческий ресурс, привели тому, что на Западе (США, Франция) возник мощный антитурецкий полюс интересов армян, а на условном Востоке во главу интересов встал нейтралитет в отношениях с Азербайджаном и умеренное сотрудничество с Турцией. Активная диаспоральная политика со временем укоренилась на бытовом уровне, а потому армяне в разных уголках планеты стали по-разному анализировать события вокруг этноса.
Проблема понимания будущего Армении
Многие из тех, кто живет в Армении, пришли к пониманию, что с закрытыми границами невозможно развивать блокадную экономику, а потому необходимо искать компромиссы с соседями и не провоцировать возобновление новых конфликтов.
Западное армянство не ждет, что Армения станет аналогом библейского ковчега, вокруг которого смогут объединиться все армяне мира.
Многие понимают, что ресурсов у современной Армении мало, а потому ей необходимо проводить внешнюю политику, направленную на нормализацию отношений с соседними странами.