На минувшей неделе мэрия Тбилиси откликнулась на многочисленные просьбы граждан пресечь деятельность незаконных уличных торговцев. Жители грузинской столицы жаловались на антисанитарию и бесконтрольность уличной торговли. В этой связи вице-мэр Тбилиси Ираклий Леквинадзе заявил, что власти города не допустят незаконной предпринимательской деятельности. По его словам, спекуляция на этой теме не станет основанием для ее продолжения. В результате переговоров с уличными торговцами правительство решило, что ассоциация рынков на льготных условиях предоставит места уличным торговцам, а дирекция рынков создаст им все условия для реализации продукции в конкурентных условиях.
Продавать свою продукцию уличным торговцам предлагают в специально отведенных для этого местах. Однако для многих уличных торговцев даже аренда по льготной цене является неподъемной ношей, поэтому они вынуждены осуществлять свою деятельность незаконно. В нескольких местах их уже разогнали. С одной стороны, это улучшает внешний облик города, но с другой - сотни семей могут остаться без средств к существованию. Корреспонденты газеты "Резонанси" обратились к представителям общественности с вопросом, следует ли запрещать уличную торговлю.
Нужно ли запретить уличную торговлю?
"Обязательно нужно запретить. Особенно на проспектах Руставели и Агмашенебели. Просто стыдно, потому это вредит гигиене города. Портится внешний вид, что свидетельствует о цивилизованности и культурности страны. То, что они так зарабатывают на хлеб, не может служить оправданием. Они должны пойти в торговые центры, платить за аренду и торговать там", - убеждена журналистка Анна Ратиани.
"Все понимают, что уличную торговлю нужно запретить. Но народ находится в очень тяжелом положении и если правительство запрещает уличную торговлю, нужно материально помочь этим людям, чтобы они могли нормально жить", - отметил актер Гиви Сихарулидзе.
"Эти торговцы должны уйти со своих мест. Нельзя так обращаться со столицей", - сказал актер Дима Джаиани.
"Ситуация в городе непростая. Гигиена не соблюдается. Я уже не говорю о внешнем облике города. Но есть и другая сторона - большинство людей безработные, они пытаются прокормить семью. Если мэрия предложит им альтернативные места, где они смогут зарабатывать на жизнь, то уличную торговлю нужно запретить", - полагает историк Серго Вардосанидзе.
Необходимо ли Грузии подавать заявку в ЕС?
Грузия уже добилась визовой либерализации, следующим шагом должно стать членство в Евросоюзе. С этим в Тбилиси согласно и правительство, и оппозиция, и аналитики. Однако в этом году власти "Грузинской мечты – демократической Грузии" не планируют подавать официальную заявку на членство, несмотря на то, что никаких запретов и преград на этот счет нет. Главным аргументом властей является то, что в ближайшие годы никто Грузию в ЕС не примет, потому что к этому не готовы ни ЕС, ни сама Грузия. Часть аналитиков соглашается с тем, что заявка ничего стране не даст, а ряд европейских стран могут принять это как вызов. Другая часть аналитиков считает, что хотя ЕС не готов к расширению, но заявка не принесет никакого вреда. Так было и в случае с НАТО в 2002 году, когда Грузия подала заявку, но у нее не было сторонников среди членов альянса и никто не обещал ей помочь, но теперь она и обзавелась сторонниками, и достигла прогресса, пишет "Резонанси". На минувшей неделе без визы вместе со студентами в Афины символично отправились премьер и министр иностранных дел. До вылета из Тбилиси глава МИД Михаил Джанелидзе еще раз заявил, что конечной целью Грузии является членство в ЕС, но не уточнил, когда собирается Грузия подать официальную заявку.
Ранее он заявил, что "Грузия подаст официальную заявку тогда, когда страна будет к этому готова и будет соответствующий политический контекст, чтобы наше решение было понятным, выполнимым и реальным". Тогда он отметил, что правительство не должно создавать ложные ожидания среди населения и "нельзя говорить, что завтра мы вступим в ЕС". "В 2017 году я не могу запланировать вступление в ЕС, потому что это нереально", - приводит издание слова главы грузинской дипломатии. "Что мешает нам подать заявку на членство в ЕС? Мнения аналитиков расходятся" – пишет "Резонанси".
По словам менеджера программы евроинтеграции фонда "Открытое общество – Грузия" Вано Чхиквадзе, для подачи заявки ничего не требуется. "Подача заявки означает, что грузинские власти выражают готовность выполнить требования 49-й статьи соглашения с ЕС и взять на себя обязательства по вступлению в ЕС в будущем. Это можно сделать в любой момент. Нет никаких ограничений. Официальная позиция такова, что окно возможностей пока не открыто. Я слышу от них, что в ЕС не такая ситуация, чтобы мы могли подать заявку, или мы не хотим устраивать ЕС сюрпризы", - отметил Чхиквадзе.
В свою очередь, председатель Кавказского института мира, демократии и развития Гия Нодия отметил, что на заявки никаких ограничений нет, но это ничего стране не принесет. Подобная заявка может быть важна только как символический шаг. "Ничего нам не мешает подать заявку, это могут сделать все. Подавать или нет - это вопрос тактики. Мы могли подать заявку 5 или 10 лет назад, нам и тогда ничего не мешало. Это не приведет к рискам или вызовам. Просто мы заранее знаем, что завтра или послезавтра это никто не поддержит. Это будет всего лишь символическим шагом. О том, что мы хотим вступить в ЕС, говорит правительство, говорило и прежнее правительство. Эту идею поддерживает и население, ни для кого это не секрет", - отметил Нодия, добавив, что, по его мнению, на данный момент стране следует отказаться от этого шага. "Скоро Черногория станет членом ЕС. Кандидатами уже являются Сербия, Албания, Македония. Скоро, наверное, переговоры о вступлении начнут Босния и Косово. Но мы не знаем, когда это произойдет… Мы должны максимально пытаться сделать так, чтобы после этого в очереди оказались мы, и вступить в ЕС очень быстро. Хорватии потребовалось 5-6 лет, а Словении 2-3 года. Все будет зависеть от нас, как быстро мы сможем вступить в ЕС", - сообщил руководитель Центра европейских исследований Каха Гоголашвили в беседе с корреспондентом газеты "Резонанси".
Долго ли лари сможет сохранить стабильность?
Лари преодолел сложный период. Сейчас главной задачей является стабильность и будущая перспектива национальной валюты. Каким будет курс лари в ближайшие несколько месяцев? Финансисты рассказали корреспондентам "Бизнес-резонанси", сможет ли в среднесрочный и долгосрочный период лари сохранить стабильность. Специалисты связывают экономическое состояние страны с внешними факторами и утверждают, что анонсированное Федеральной резервной системой (ФРС) США вызовет очередные изменения. "Не исключено, что с июня лари начнет обесцениваться. Финансисты и аналитики валютной биржи считают, что верхним пределом курса лари по отношению к доллару является 2,50, а нижним - 2,38-2,40. Большего укрепления ожидать не стоит", - пишет издание. По словам финансиста Вахтанга Хомизурашвили, в прошлом году лари тоже начал укрепляться в начале марта и этот процесс продлился до 20 марта. Потом несколько дней (до 31 марта) валюта обесценивалась, но с 31 марта началась новая волна укрепления, которая завершилась в конце мая. Тогда лари укрепился на 22 пункта. Такая же тенденция есть и в этом году, но масштабы укрепления сравнительно скромнее. За весь март лари укрепился лишь на 8-9 позиций. По его словам, в этом году на стабильность курса положительно повлияла программа ларизации.
"В прошлом году была другая экономическая среда. Поэтому прямо сравнивать было бы неправильным. Макроэкономические параметры были другими. Сейчас на укрепление нашей валюты положительно повлияла программа ларизации. Уже ощущается, что спрос на лари увеличился, потому что все активы и транзакции должны выполняться в национальной валюте. Банки получили директивы выдавать займы в лари, что является предусловием укрепления курса. Я считаю, что ни излишнее укрепление, ни излишнее обесценивание лари не будет полезным. Лари должен крутиться в узком диапазоне, чтобы деньги были в обороте", - заявил Хомизурашвили и заключил, что укрепления лари выше отметки $2,30 он не ждет, продолжает "Бизнес-резонанси". По словам эксперта, в долгосрочном плане все будет зависеть от экономической политики правительства. Положительно на курсе лари может сказаться создание хороших условий для привлечения иностранных инвесторов. "В таком случае лари начнет укрепляться. В противном случае сложно предположить, что случится в будущем. Думаю, максимальным верхним пределом может быть $2,50, а нижним - $2,40. В некоторые дни курс может опуститься и до $2,38", - заключил эксперт в интервью газете.
Количество самоуправляемых городов могут сократить
Министерство регионального развития и инфраструктуры может объединить разделенные муниципалитеты. Соответствующий вопрос уже обсуждается в ведомстве и в его пользу приводится несколько аргументов. Речь идет об отмене статуса самоуправляемого города Зугдиди, Озургети, Гори, Телави, Ахалцихе, Мцхеты и Амбролаури. В результате разделения муниципалитетов их собственные доходы не возросли, потому что это не привело к ожидаемому поощрению экономической деятельности. При этом административные расходы удвоились. Объем капитальных расходов сократился пропорционально увеличению административных расходов, что негативно отражается на экономическом развитии как самих муниципалитетов, так и всей страны, заявили в ведомстве. Однако сокращению количества самоуправляемых городов категорически противостоят неправительственные организации. Корреспонденты газеты "Резонанси" опросили представителей грузинской общественности, необходимо ли сокращать количество самоуправляемых городов.
"Сложно что-либо сказать. Главное действовать осторожно, потому что до конца апреля будет очень сложный период. Вероятность ошибки в такое время очень велика, это может обойтись потом властям очень дорого. Поэтому я бы советовал властям хорошо взвешивать каждое решение, чтобы не ошибиться. Чтобы договорить о мелочах, нужно знать детали - почему, для чего это делается и в чьих это интересах. Я этого не знаю, поэтому ограничусь общим ответом", - сообщил астролог Михаил Цагарели.
"Думаю, они пока не собираются это делать, просто проверяют общественное мнение. Я ознакомился с заявлением неправительственных организаций, которые выступают против этого. Люди начали чувствовать, что город, муниципалитет, окружающая среда принадлежат им. На фоне недоверия к центральным властям это тот противовес, который приблизит нашу жизнь к европейским стандартам. Я не думаю, что это произойдет. Естественно, я категорически против этого" – рассказал корреспонденту издания архитектор-урбанист Ладо Вардосанидзе.
"Я не знакома с вопросом, я не знаю, с чем это связано и что это нам даст, поэтому ничего сказать не могу. Но я не верю, что это улучшит социально-экономическое положение", - отметила адвокат Кети Бекаури.
"Я не разбираюсь в деталях, но, думаю, сокращать это количество нельзя. Я не могу это обосновать, но думаю, что сокращение - это плохо. Лучше дать городам и оставшимся там людям управлять городом собственными силами. Они лучше знают, что нужно их городу", - заключила театровед Додо Хурцилава в беседе с корреспондентом "Резонанси".