1918 год занимает особое место в истории Южного Кавказа – это и год провозглашения независимости южнокавказских республик, и год одного из крупнейших региональных кровопролитий, когда в целях борьбы за контроль над азербайджанскими нефтяными месторождениями большевики санкционировали национальный конфликт в Баку и других городах и селениях на территории Азербайджана.
События 31 марта – 3 апреля 1918 года
Азербайджанская нефть, два десятилетия спустя ставшая залогом победы СССР в Великой Отечественной войне, была ключевым интересом большевиков на Южном Кавказе – революции требовалось топливо, а в Азербайджане в конце 10-х годов XX века производилось порядка 90% всей сырой нефти Российской Империи. Поэтому В. И. Ленин изначально поставил задачу Степану Шаумяну (Лалаянцу), тогдашнему лидеру большевиков в Баку, любой ценой установить большевистскую власть в городе: "Социалистической революции нужна бакинская нефть".
В Азербайджане после Октябрьской революции 1917 года развернулось демократическое движение за независимость страны, во главе которого стояла партия "Мусават", имевшая поддержку большинства населения. При проведении демократических выборов в Баку неизбежно должен был победить именно "Мусават". Поэтому большевикам требовалось подавить мусаватистов и взять власть силой.
Ради этой цели большевики пошли на коалицию с набиравшей силу армянской националистической партией "Дашнакцутюн", базировавшейся на тюркофобских и исламофобских идеях – дашнаки ставили перед собой задачу провозглашения армянского государства на территории региона, что делало их конъюнктурно выгодным для большевиков союзником.
Баксовет торопился, поскольку после подписания Брестского мира 3 марта 1918 года возник риск получения "Мусаватом" военной помощи со стороны Турции в лице Кавказской исламской армии генерала Нури-паши. Кроме того, политики Азербайджана, Армении и Грузии вели активную работу по формированию охватывающей весь Южный Кавказ Закавказской Федеративной Демократической Республики, и большевикам требовалось не допустить создания такого крупного государства, а для этого нужно было организовать раскол. С этими целями – не допустить победы "Мусавата" в Баку и расколоть зарождавшееся кавказское единство – и была устроена этническая чистка 31 марта – 3 апреля 1918 года.
В качестве повода для начала вооруженного конфликта большевики и дашнаки использовали возвращение в Азербайджан с фронтов Первой мировой войны офицеров бывшей Дикой дивизии. Бакинский совет народных комиссаров объявил, что эти военные должны быть разоружены, а выполнение задачи передал подконтрольным дашнакам армянским военным, тоже приехавшим с фронта. В Баку к 31 марта находилось не более нескольких десятков азербайджанских офицеров, однако дашнаки воспользовались поручением большевиков, чтобы вооруженные армянские формирования дислоцированные в Баку, начали убивать мирных граждан-азербайджанцев во всем регионе. Целью Шаумяна было ослабление социальной базы партии "Мусават".
За 4 дня этнической чистки только в Баку было убито 12 тыс азербайджанцев. 8 тыс – в Арешском, Гейчайском и Шамахинском уездах, 7,7 тыс – в Зангезуре, 7 тыс – в Шамахы,
3 тыс человек – в Нахчыване и Шаруре, 2 тыс человек – в Губе. Таким образом, погибли порядка 40 тыс азербайджанцев.
Кроме того были сожжены и разграблены 211 азербайджанских сел в Эриванской губернии, 150 – в Карабахе, 122 – вокруг Губы, 115 – в Зангезуре, 92 – в Карской области, 58 – вокруг Шамахы.
Огромное число жертв объяснялось радикальным неравенством сил между дашнакскими боевиками и азербайджанским населением. Кроме офицеров "Дикой дивизии" среди азербайджанцев не было военных, поскольку их не призывали в армию Российской Империи, в то время как армяне служили на общих основаниях. Таким образом, дашнаки имели и оружие, и профессиональных солдат с боевым опытом Первой мировой войны, а противостоять им приходилось добровольцам "Мусавата" и считанным членам "Дикой дивизии". Также к геноциду азербайджанцев присоединился Каспийский военный флот, обстреливавший с моря мусульманские кварталы Баку. Большинство вооруженных частей, выступавших против азербайджанцев, составляли армянские националисты.
Провозглашение независимости Азербайджанской Демократической Республики
Чтобы остановить кровопролитие, партия "Мусават" заявила о выходе из политической борьбы за контроль над Баку. Баку оказался во власти большевиков, а азербайджанские демократы переехали в Тифлис (Тбилиси), где готовилось провозглашение Закавказской Демократической Федеративной Республики. Однако ЗДФР просуществовала всего месяц: в конце мая из нее вышла сначала Грузия, а затем и Азербайджан с Арменией.
Азербайджанская Демократическая Республика была провозглашена 28 мая 1918 года.
Руководство АДР состояло из профессиональных государственных деятелей, получивших высшее образование в лучших российских университетах и работавших в госорганах Российской Империи. К примеру, председатель правительства и глава МВД Фатали-хан Хойский (впоследствии – министр юстиции, военный министр и министр иностранных дел) – депутат Госдумы II созыва, выпускник юридического факультета МГУ, а министр иностранных дел, впоследствии спикер парламента АДР Алимардан-бек Топчибаши – депутат Госдумы I созыва, выпускник юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета.
Писатель Юрий Помпеев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что устроители Азербайджанской Демократической Республике принадлежали к элите Российской Империи. "Это были знатные азербайджанцы, из тех семей, что обязательно посылали сыновей учиться в университеты двух российских столиц, Петербурга и Москвы. Также они отказывались от зарплат на должностях в АДР, поскольку прежде всего служили своему народу. АДР была настоящей демократией, неслучайно государство было названо именно Азербайджанской Демократической Республикой", - сказал он.
Власти АДР ставили своей целью создание справедливого государственного устройства. Поэтому, понимая многонациональность и многоконфессиональность населения Азербайджана, они выделили в парламенте республики национальные квоты. Из 120 депутатских мандатов только 80 могли получить азербайджанцы, еще 35 полагались русским, армянам, немцам, евреям, грузинам и полякам, 3 мандата предназначались для представителей профсоюзов, оставшиеся 2 – для депутатов от Совета нефтяных промышленников и Союза торговли и промышленности.
Доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов Российского экономического университета им. Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев обратил внимание на многонациональную концепцию устройства АДР. "Азербайджан уже тогда, в первые годы независимости АДР, занимался привлечением разных национальностей, населявших его земли, к управлению государством. Тогдашние руководители понимали, что АДР – это многонациональное государство, и нужно строить его именно на сплочении всех этносов, чтобы государственное устройство было прочным", - сообщил эксперт.
Также в АДР впервые на Ближнем Востоке и с большим опережением многих западных стран женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами (для сравнения – во Франции женщины приняли участие в парламентских выборах только в октябре 1945 года).
С первых дней своего существования Азербайджанская Демократическая Республика стремилась установить дипломатические отношения с Россией, однако большевистское руководство не желало этого. Несмотря на это, руководители АДР, получившие высшее образование в лучших российских университетах, сформировавшиеся как личности в стенах этих вузов и в общественно политической жизни Российской Империи, не теряли надежды на нормализацию контактов своей республики с РСФСР.
Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Михаил Мухин указал на осознанность выбора Азербайджаном российского пути. "Когда Азербайджан входил в состав Российской Империи в начале XIX века, это был в значительной степени самостоятельный выбор азербайджанской элиты. На тот момент перед ней были три варианта: можно было войти в сферу влияния Ирана, или России. В начале XIX века весь так называемый грузинский корпус (группа российских войск на Кавказе) насчитывал около 10 тыс человек, и завоевать весь этот огромный регион такими силами Россия даже теоретически не могла – но это было возможно, если российские войска будут поддерживать местные элиты. Часть грузинских и азербайджанских элит выступали за протекторат России еще во времена Екатерины II", - сообщил он.
"В дальнейшем культурное сближение Азербайджана и России имело очень много аспектов. К примеру, вскоре после гибели Пушкина на дуэли один из видных творцов Азербайджана Мирза Фатали Ахундов написал оду на смерть Пушкина, она была переведена на русский язык его другом Александр Бестужевым и опубликована в журналах "Московский телеграф" и "Московский наблюдатель" с редакционной заметкой, в которой стихотворение приветствовалось как дань уважения не только Пушкину, но русской культуре в целом", - рассказал историк.
"Россия сделала достаточно много для подготовки и обучения азербайджанской интеллигенции. Российская Империя не была какой-то сказочной страной, безусловно, и петербургское правительство в работе с элитами Азербайджана преследовало свою цель – ему требовалось подготовить в Закавказье грамотных управленцев, которые проводили бы политику империи. Но в целом это шло на пользу азербайджанскому социуму. Благодаря этому в Азербайджане появились люди, которые в 1918 году провозгласили Азербайджанскую Демократическую Республику", - заметил Михаил Мухин.
Освобождение Баку
В 1918 году большевики продержались в Баку недолго. Уже летом коалиция с дашнаками стала создавать им существенные проблемы, так как те использовали любую возможность, чтобы атаковать азербайджанские села, и во время похода Красной армии и боевиков "Дашнакцутюн" на Тифлис это вызвало ожесточенный отпор местного населения, замедлив продвижение войск.
Ситуация для большевиков ухудшилась, как только на рубеже июня-июля 1918 года начались боестолкновения с Кавказской исламской армией Нури-паши – увидев, что Красная армии не выдерживает натиска и отступает, дашнаки вышли из коалиции и объединились с политическим врагами большевиков – эсерами, в то время организовавшими Диктатуру Центрокаспия с опорой на британских военных.
Раскол в рядах противников Азербайджанской Демократической Республики привел к тому, что 15 сентября из Баку были изгнаны и большевики, и дашнаки, и эсеры, и британцы. Через два дня правительство АДР, до того заседавшее в Гяндже, переехало в Баку.
Азербайджанская Демократическая Республика просуществовала до 28 апреля 1920 года, когда большевики, не оставившие планов на получение контроля над азербайджанскими нефтяными месторождениями, завоевали Азербайджан.