Вестник Кавказа

"Южный поток": от споров к диалогу?

"Южный поток": от споров к диалогу?
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В прошедшую пятницу Еврокомиссия и Россия сделали большой шаг вперед от неконструктивной конфронтации к действительному поиску компромисса по соответствию реализации проекта "Южного потока" европейскому законодательству: еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер в ходе переговоров с главой Минэнерго РФ Александром Новаком отказался от необходимости пересмотра межправсоглашений России и европейских стран-участниц проекта, а также была достигнута договоренность о создании рабочей группы по правовым и техническим вопросам. Это событие прокомментировали директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин и эксперт "Вестника Кавказа" Андрей Петров.

Как пояснил Вячеслав Кулагин, требования Еврокомиссии о пересмотре либо даже разрыве межправсоглашений были изначально невыполнимы, так как они находятся в сфере действия международного права. "А по международному праву такие соглашения, заключенные между двумя государствами, имеют статус наднационального уровня, то есть ни один закон, принимаемый внутри страны, либо на уровне Евросоюза, не может повлиять на это межправсоглашение. Напомню, что на протяжении долгого времени это было одним из инструментов защиты договоренностей России с участниками "Южного потока". И здесь понятно, что пересмотреть эти документы не может ни комиссар ЕС, ни кто другой, за исключением правительств этих государств", - рассказал эксперт.

По мнению Андрея Петрова, в этой встрече важен не столько отказ от пересмотра межправсоглашений, на которое, разумеется, Россия не пошла бы, сколько договоренность об организации совместной группы по правовым и техническим вопросам. "Сам факт того, что Россия и Еврокомиссия наконец-то начнут работать по "Южному потоку" в рамках общей организации, говорит о желании ЕС перейти от конфронтации к компромиссу. Хотя здесь нельзя исключать и тонкого политического хода: желая запастись аргументами на будущее, европейские дипломаты выдвигают заведомо безрезультатное требование, от которого затем, в ходе официальных переговоров с Россией, отказываются. Таким образом, теперь Еврокомиссия может потребовать "уступку за уступку", усилив свои позиции в создаваемой рабочей группе", - предположил эксперт.

Что же касается арсенала таких уступок, то они, заметил Вячеслав Кулагин, вытекают из интересов сторон. "С одной стороны, Европе нужны минимальные цены на газ и обеспечение конкуренции в рамках тех проектов, которые функционируют на территории ЕС, в том числе трубопроводных. С другой стороны, Газпрому нужны гарантии того, что газ будет взят, причем по предсказуемым ценам, а те инвестиции, которые Газпром вложит в строительство европейских мощностей, завтра не будут просто потеряны", - напомнил эксперт, продолжив, что здесь начинаются проблемы с гарантиями у самой Европы.

"Как-то гарантировать отбор газа, конечно, Еврокомиссия не может, это вопрос европейской экономики и, в первую очередь, самих потребителей. Что касается цены на газ, то здесь можно уступить Евросоюзу только в формуле ее определения. Однако "Газпром" сейчас настойчиво продолжает оставаться на привязке цены газа к цене нефти и изменять ее пока не собирается. К тому же, это вновь предмет переговоров хозяйствующих субъектов - покупателя и продавца газа, а Еврокомиссия может рассматривать только общие принципы", - обратил внимание Вячеслав Кулагин.

7420 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ