Саммит БРИКС стартовал в китайском Сямэне. Лидеры России Владимир Путин, Китая Си Цзиньпин, Бразилии Мишел Темер, Индии Нарендра Моди и ЮАР Джейкоб Зума провели первое пленарное заседание.
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков ранее отмечал, что сессия будет интересной. "Главными темами будут ситуация в мировой экономике и глобальное экономическое управление, международные и региональные конфликты, национальная безопасность и развитие", - приводит его слова ТАСС.
После сессии с участием только лидеров и нескольких министров саммит продолжился в расширенном составе - к работе подключились представители бизнеса - члены Делового совета БРИКС.
Так, в составе российской делегации во главе с Владимиром Путиным в этой сессии участвуют главы МИД, Минпромторга, Минкомсвязи, Минэнерго, Минэкономразвития, заместители министра иностранных дел, министра финансов, министра образования и науки, помощник президента Юрий Ушаков, глава ФТС. Бизнес-круги представляют руководители РЖД, Внешэконобанка, Российского фонда прямых инвестиций, Торгово-промышленной палаты, Агентства стратегических инициатив, а также "Роснефти".
В ходе рабочих заседаний лидеры Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки планируют обсудить состояние и перспективы развития объединения, наметить дальнейшие шаги по всестороннему укреплению стратегического партнерства "пятерки". Они обменяются мнениями по ситуации в мировой экономике, вопросам национальной и экономической безопасности, а также обсудят баланс в глобальной финансовой и торговой сферах.
По итогам саммита будет принята декларация, в которой будет дана оценка текущей мировой политической и экономической ситуации. После заседания Делового совета будет подписан план действий стран БРИКС по торгово-экономическому сотрудничеству, план действий по сотрудничеству в области инноваций, стратегическая программа по таможенному сотрудничеству и меморандум о взаимопонимании международного совета БРИКС и Нового банка развития.
Председатель КНР Си Цзиньпин заявил на открытии Делового форума стран БРИКС, что обеспечение мира на Земле и создание новой системы безопасности являются прямыми задачами организации. Он также выразил уверенность в том, что если страны приложат общие и твердые усилия по борьбе с терроризмом, то этому явлению не останется места на земле.
Как заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, очень острым, опасным и серьезным вызовом для трех самых сильных, ключевых игроков в БРИКС – России, Китая и Индии – является экстремизм.
"Соответственно, эти страны заинтересованы в сдерживании распространения этого явления, особенно в той зоне, которая является для всех этих стран пограничной, то есть в Большой Центральной Азии. И в случае кризисных явлений в Средней Азии совместные действия России и Китая могут быть очень важны. Индия же является активным, заинтересованным игроком в том, что касается афганского кризиса. То есть, здесь возможна дипломатическая координация усилий. В Средней Азии в случае обострения обстановки может быть важна общая позиция уже не по линии БРИКС, а по линии ШОС: она может дать легитимную международную крышу для, в том числе, силового противодействия", - поведал эксперт.
"Позиции России и Китая во многом близки, они совпадают по ближневосточным кризисам и конфликтам. Я думаю, это является важным фактором стратегического партнерства, которое выстраивается между нашими странами", - добавил он.
Однако, по словам Ремизова, реально в войне с терроризмом можно работать только на сдерживание, нельзя полностью победить терроризм, потому что он представляет собой лишь метод борьбы, причем такой, к которому обращается слабейшая сторона. "Соответственно, современное общество по определению подвержено террористической угрозе. Меняются идеологии, но терроризм как таковой победить нельзя. Он будет всегда, пока есть современное общество с присущими ему чертами. А вот сдерживать развитие и распространение экстремизма как важнейшую геополитическую и цивилизационную угрозу для России, Китая и Индии мы можем и должны", - заявил президент Института национальной стратегии.
Эксперт усомнился в том, что страны мира готовы на практике включить обеспечение безопасности в число своих приоритетов. "Пока политической воли со стороны Запада жестко пресекать любые попытки спонсировать радикалов не наблюдается, и сами Штаты этим подчас грешили и грешат. Поэтому на том же Ближнем Востоке державы гораздо сильнее озабочены конкуренцией друг с другом, чем борьбой с терроризмом как таковым. Терроризм для них – угроза второго уровня по сравнению с геополитическими оппонентами. На уровне риторики, несомненно, они называют терроризм угрозой номер один, с которой нужно бороться сообща, но на практике геополитическая конкуренция держав, как крупных, так и региональных, оказывается каждый раз более насущной", - уточнил Ремизов.
Помимо этого, он поделился своим мнением о том, какую роль страны БРИКС могут сыграть в урегулировании ситуации с КНДР. По словам эксперта, в этом вопросе необходимо придерживаться предложенного Россией и Китаем подхода, который предполагает замораживание любых ракетных пусков и любых ядерных испытаний в КНДР и одновременно замораживание крупномасштабных военных учений США и Республики Корея.
"Это подход, который, в частности, говорит о том, что усиление санкционного давления на КНДР уже не является решением проблемы. Так что план РФ и Китая необходимо продвигать в качестве альтернативы того вооруженного блефа, по пути которого сейчас вынуждены идти США и КНДР. Иначе это все может очень плохо кончиться", - заметил политолог.
При этом он выразил сомнение в том, что конфликт с КНДР может перерасти в войну. "Если смотреть рационально, то с точки зрения США игра не стоит свеч. КНДР - не самое удачное место для того, что можно было бы назвать маленькой победоносной войной. Контроль над союзниками – Японией и Кореей – Америка имеет и так, в том числе, при наличии фактора опасной Северной Кореи. Конечно, иногда в мире могут случаться конфликты, которые не соответствовали каким-то интересам или даже реальным намерениям никого из участников, поэтому риск все равно существует. Но на мой взгляд, он не очень большой", - резюмировал Михаил Ремизов.