Одним из главных вопросов, интересующих грузинскую прессу, является судьба лари, курс которого постоянно колеблется.
"Несмотря на сложную обстановку в регионе, экономисты прогнозируют укрепление курса лари. Они указывают, что НБГ обязательно должен опубликовать отчет финансовой стабильности, на основании которого правительство должно разработать антикризисный план. По самым оптимистичным прогнозам, со второй половины 2016 года лари в отношении доллара будет колебаться в пределах 2,1-2,15. Ноябрь-декабрь 2014 года станет черной страницей в истории грузинской валюты. Это период, когда после многолетней стабильности лари стал резко обесцениваться. По словам аналитиков, в будущем подобных катаклизмов ждать не стоит", - пишет "Резонанси".
"Тут следует учесть одну тенденцию, которая остается за пределом внимания всех: курс доллара находится в отрицательной корреляции с монетарной политикой США, следовательно, лари открывает инвесторам огромные возможности, так как на лицо необходимые для инвестора оба компонента - стоимость и цена. В обоих случаях я считаю лари лучшим вариантом. В следующем году будет больше инвестиций в инфраструктуру параллельно с развитием гидроэнергетики. Таким образом, в Грузии есть возможность лучшего макроэкономического развития, за которым я наблюдал в ходе визитов в 30 стран", - цитирует издание главного финансиста "Саксо банка" Стина Якобсена. "Лари и так неестественно обесценился, сейчас же должен начаться процесс укрепления. По сравнению с прошлым годом, отрицательное торговое сальдо сократилось. Это означает, что в плане оттока валюты ситуация исправлена. Если будут приняты действенные меры, лари может укрепиться, но мы не знаем, как будет действовать НБГ", - вторит ему экономист Михаил Дундуа.
По-прежнему живо интересуются грузинские СМИ проблемой угрозы терроризма.
"Исламистская сеть в Грузии достаточно представительна. Я не могу сказать, что это такая организованная сила, которая может свернуть горы, но если бы государство не вмешалось, то завтра или послезавтра они могли стать организованной силой. Исходя из этого, тогда возникает вопрос - если они здесь, то, что они планируют - я отвечаю: пока что они привлекают молодежь, работают с общественностью и ждут следующих приказов. Как видно, пока других приказов нет. Но их деятельность была пресечена на том этапе, когда они работали с молодежью и проявляли активность в регионе", - цитирует эксперта, руководителя "Кавказского центра стратегических исследований" Мамуку Арешидзе "Резонанси".
"Большая часть панкисской молодежи (более 50%) уже давно собирается вокруг салафитской (ваххабитской) мечети. В Гурии и Аджарии процент меньше, но и там ведется интенсивная вербовка. Есть и примеры вербовки христиан в Грузии... Об одном из задержанных я твердо могу сказать, что его задержание было абсолютно логичным, этот человек представлял опасность для Грузии - пусть правоохранители расследуют и сами увидят его агитационную и подрывную работу. Задержанные родом из села Насакирали. В Гурии несколько мусульманских сел, где живут аджарские экомигранты. Это села Насакирали, Букнари и Зоти. Я не могу сказать, что это салафитские села. Там живут и последователи традиционного ислама. В селе Зоти родился герой Грузии Муртаз Иремадзе, который погиб на войне 2008 года. В этих селах всего несколько христианских семей", - добавил он. "Панкиси стал международным отрицательным брендом, чтобы отрицательная сторона Грузии всегда демонстрировалась с помощью Панкиси. За последние годы в Панкиси не происходило ничего такого, что бы подтвердило отрицательный авторитет ущелья в международной прессе. Журналисты уже надоели жителям Панкиси. У меня складывается впечатление, что в 2000-2012 годах представители властей специально создавали такую ситуацию, чтобы у населения Панкиси был отрицательный имидж. Ну и что с того, что Батирашвили из Панкиси?! Те, кто взорвал башни-близнецы в Нью-Йорке, были из Саудовской Аравии, то это не повод называть эту страну государством террористов", - заключил эксперт.
В свою очередь "Квирис палитра" решила познакомиться с ситуацией на местах, а именно – в Аджарии. "В начале текущего века в Аджарии, в частности, в высокогорных селах особенную активность стали проявлять иностранные религиозные эмиссары. Активность достигла пика в 2010 году, когда в Аджарии было построено рекордное количество мечетей, джаме и медресе..." – отмечает издание.
"Я мусульманка, но грузинка. Я верю в Аллаха, но грузинская земля для меня бесценна, потому что так меня вырастили дома, в школе. Мой муж христианин и я воспитываю детей-христиан. Господь один, как хочешь, называй его, главное в него верить... Когда местные ребята по телевизору пригрозили нам отрезать головы, я испугалась за моих детей и мужа. Друга моего старшего сына, родом из бедной семьи, несколько лет назад турки вместе с другими детьми забрали в Стамбул. Он учился там несколько лет. Он изменился - стал замкнутым, холодным. Он вернулся и будто бы не находил себе места, не мог дружить со старыми товарищами. Он часто дрался с мусульманами. Победил мой сын - их детская дружба оказалась сильнее - когда тот был маленьким, его мать болела и я кормила его грудью. Как видно, все это еще влияло на него и он рассказал обо всем моему сыну. Выяснилось, что еще во время учебы в Турции по интернету с ним связались представители экстремистских религиозных организаций. Они взмутили ему разум, говорили, что грузинские мусульмане чтят Аллаха в извращенной форме", - приводит оно слова жительницы Хулойского района Фериде.
В свою очередь получивший образование в Турции Тамаз Микеладзе отмечает, что там влияние ваххабизма практически не заметно из-за действующего запрета на разного рода экстремистские движения. Что касается различных террористических группировок, пытающихся использовать религию для достижения своих преступных целей, то, по его мнению, "в их ряды вступают в основном несформированные, несостоявшиеся люди". "Затем их превращают в жесточайшие существа. К счастью, у нас пока таких мало, но болезнь легко распространяется. В Аджарии наплыв иностранных эмиссаров. За Аджарией нужно присмотреть. Сейчас многие в растерянности и воздерживаются от отправки детей на учебу в Турцию. Люди боятся, что их дети вернутся оттуда террористами или вообще не вернутся. К сожалению, к аджарцам относятся так, как родитель, потерявший сына, а затем нашедший его в грязи и выговаривающий сыну претензии за то, что тот запачкался. Так отмой ты его, ради Бога... Пусть никто не надеется и не боится, что если кто-то сегодня захочет завоевать Грузию, а мы, грузинские мусульмане, отступим. За Грузию мы отдадим жизнь, но аджарца убивает не пуля татарина, а сказанное грузином "татарин"", - заверил Микеладзе.
Постоянной темой публикаций в местной прессе также является процесс евроинтеграции Грузии и, в частности, возможное предоставление ей безвизового режима со странами ЕС.
"После заявлений Федерики Могерини и Йоханнеса Хана я почти уверен, что ЕС решил дать Грузии безвизовый режим, о чем, наверное, будет объявлено 15 декабря. Но это не означает, что безвизовый режим станет возможен сразу после этого. Существуют соответствующие процедуры, но я все равно считаю это важным событием", - цитирует эксперта Вахтанга Дзабирадзе "Квирис палитра".
"Я заметил одну деталь - когда Йоханнеса Хана спросили, не помешают ли процессу либерализации визы вопросы по поводу медиа-плюрализма в стране, что, в основном, касалось событий вокруг "Рустави 2", он сказал, что это не может быть помехой. Это указывает на то, что ЕС уже решился на такой шаг. И если наши власти не допустят серьезную ошибку, ЕС не передумает. Виза-либерализация - самое легкое решение, найти аргументы против которого вряд ли кому-то удастся, тем более России. Это не угрожает ей. Если смотреть на этот процесс с точки зрения засилья мигрантов в Европе, то Грузия никак Европе не угрожает - невозможно представить, чтобы отсюда в европейские страны хлынул большой поток народа. Более важно то, что проживающие в этих странах нелегально граждане Грузии смогут теперь жить легально... Главное, чтобы в мире и тем более в Европе не повторились такие негативные процессы, чтобы безвизовый режим с Европой потерял смысл", - отметил эксперт.
Помимо этих важных вопросов журналистов интересуют и более обыденные сюжеты, например, недавняя законодательная инициатива, регламентирующая штрафные санкции за неправильную парковку транспорта.
"Депутат Сосо Джачвлиани внес на обсуждение в парламент законодательную инициативу, которая касается санкций за нарушение правил остановки транспортного средства и регулирования стоянки. Согласно инициативе, оставленный на тротуаре автомобиль, который полностью перекрывает или затрудняет проход пешеходам, больше не будет подлежать переводу на штрафную стоянку. Забирать будут лишь те автомобили, которые мешают автомобильному движению...", - пишет "Резонанси".
Однако этот законопроект уже успел подвергнуться критике со стороны представителей общественности. "Это абсолютно непонятная и неприемлемая инициатива. В случае ее принятия перевозить автомобиль на штрафстоянку не смогут ни сотрудники патрульной полиции, ни соответствующие органы, а это сделает перегруженные тротуары абсолютно непроходимыми. Это грубое нарушение прав пешеходов. Мы, "Демократический институт", призываем парламент не принимать эту законодательную инициативу в таком виде. Права пешеходов и так нарушаются, а эта инициатива лишь ухудшит положение. Речь идет не только о лицах с детьми или лицах с ограниченными возможностями, но и рядовых гражданах. В Тбилиси и без того сложно передвигаться пешком по тротуару, а если владельцы автомобилей не будут бояться, что за перекрытие дороги их автомобили заберут на штрафстоянку, то, естественно, они полностью оккупируют тротуары", - цитирует газета руководителя организации "Демократический институт" Лашу Чхартишвили.
"Я не знаю, чем руководствовался Сосо Джачвлиани. Если он хотел внести позитивные изменения из-за "Центр-поинта" или "Сити парка", естественно, это не должно происходит за счет прав пешеходов. Другое дело, если будет такая правовая форма, которая сократит драконовые штрафы "Сити парка". Мы приветствуем это, но не за счет прав пешеходов. Стоимость штрафстоянки "Сити парка" составляет около 70 лари, что, естественно, очень много. Практически все политические силы и неправительственные организации уже давно требуют упразднить договор, но, думаю, эти вопросы не должны быть связаны друг с другом. Не нужно избавляться от этих штрафов за счет прав пешеходов", - подчеркнул он.