Сегодня в Государственном музее Востока открылась выставка "Бабур-наме. Миниатюра из собрания Музея Востока". Полководец и правитель Бабур был широко образованным человеком своего времени и в свою книгу воспоминаний собрал исторические и биографические записки, этнографические и географические сведения о землях Центральной Азии, Афганистана и Индии, наставления и признания, документы и письма.
Миниатюры рукописи "Бабур-наме" представляют собой великолепный образец раннемогольской школы индийской миниатюры. Мастера применяли краски с пигментами на минеральной и растительной основе, серебро и золото. Имена авторов миниатюр неизвестны. 57 листов содержат 69 миниатюр, на которых изображены бытовые и жанровые сцены – придворные пиры, охота, военные действия, а также флора и фауна Индии.
"На этой выставке представлена жемчужина нашей коллекции - миниатюры рукописи ”Бабур-наме”. ”Бабур-наме”- это воспоминания первого падишаха могольской династии Захир ад-дина Мухаммеда Бабура. Он был тюрком по происхождению и родился в Андижане, на территории современного Узбекистана. К сожалению, так сложилась его жизнь, что он остался без наследства и был вынужден сам завоевать себе царство. И вот он двигался на юг, в сторону Индии. Династия, основанная им, правила в Индии на протяжении более 200 лет", - рассказала заведующая отделом искусства народов Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии Евгения Карлова.
"Он был очень внимательный и интересующийся человек. Он замечал, что происходит в природе, какие интереснейшими животные и птицы ему попадаются. Он большую часть жизни прожил не в родных местах, и для него была интересна встреча с носорогом, встреча со слоном, встреча с крокодилом. Такие моменты составляют значительную часть текста. И это, очевидно, стало большим подарком для тех людей, которые его иллюстрировали", - сказала Карлова.
"Это было время наивысшего рассвета могольской живописи. "Эта живопись настолько тонка и настолько точна, что ее огромное удовольствие рассматривать. Если вы возьмете лупу, вы увидите такое количество деталей, которые не видны невооруженным глазом, что вы будете поражены тем, как художник смог нанести их на эту бумагу.
Один рисунок не создавался одним мастером. Очень часто в падишахских китабхане было разделение труда. Там были мастера, специалисты по живописи лиц, например. Именно в могольское время мы подходим к такому удивительному явлению, как портретная живопись. Были мастера, которые рисовали пейзаж, были мастера, которые отвечали за узоры. Это был коллективный труд. Была огромная мастерская с самыми лучшими художниками того времени. Это драгоценная вещь, она безумно дорогая. Это очень дорогой подарок. Те списки, которые были созданы, были, конечно, созданы для приближенных и родственников самого падишаха", - сказала Евгения Карлова.
Директор Музея Востока Александр Седов рассказал о том, что ранее эти листы входили в обширную коллекцию памятников восточного искусства, собранную известным русским меценатом, Петром Щукиным. К нему миниатюры попали от Алексея Морозова, купившего их в 1906 году у приезжих персидских купцов. Считается, что в общей сложности в музеях и частных коллекциях содержится около 500 миниатюр из различных списков рукописи ”Бабур-наме”.
На открытие выставки приехали ученые и исследователи из России, Узбекистана, Афганистана, Индии, а также представители дипломатического корпуса в Москве.
Посол Афганистана в России Мохаммад Латиф Баханд рассказал: "В Афганистане проделана большая научная работа ”Бабур-наме”. Он любил эту страну, любил Кабул и в завещании просил похоронить его там".