Конвенция Монтрё от 1936 года регулирует проход судов между Средиземным и Черным морями через турецкие проливы, определяет размер судов, которые могут оставаться в акватории, а также ограничивает продолжительность их пребывания. По словам военного аналитика Сергея Маржецкого, этот документ будет пересмотрен, когда Турция завершит строительство нового стамбульского канала, который позволит судам обходить северный участок пролива - Босфор (но не Дарданеллы.).
Как пишет Jamestown Foundation, со ссылкой на Маржецкого, несмотря на опасения многих российских экспертов, маловероятно, что в Конвенцию будут внесены какие-либо изменения без одобрения Турции или что такие изменения принесут пользу Западу за счет России. Вместо этого, утверждает он, собственные амбиции Анкары могут привести к модификациям Монтрё, которые принесут больше пользы Российской Федерации, чем союзникам Турции по НАТО. Причины, как предлагает Маржецкий, кроются в собственных долгосрочных интересах Турции и в том, как они противоречат целям Запада.
В соглашении 1936 года указывается, что гражданские корабли стран, не имеющих выхода к Черному морю, имеют право свободного прохода через турецкие проливы как в мирное время, так и в военные периоды. Но военные корабли неприбрежных государств могут находиться в Черном море только в мирное время, в течение ограниченного периода, обычно 21 день, и с определенным тоннажем, меньшим, чем у многих крупнейших кораблей флотов НАТО. В последние годы альянс регулярно перебрасывал корабли через проливы в Черное море для поддержания присутствия и проецирования мощи, но он не может ввести свои самые большие суда или подводные лодки. Присутствие западных военно-морских сил в Черном море было постоянным поводом для беспокойства Москвы, которая выступала за пересмотр Конвенции Монтрё, чтобы устранить угрозы. Периодически документ поддерживался Россией как лучший способ ограничить нежелательное присутствие Запада.
По словам Маржецкого, в последние месяцы опасения Москвы по поводу Монтрё усилились из-за двух событий. Во-первых, Анкара стремится построить канал, который позволит судам проходить между Средиземным и Черным морем, минуя часть проливов. Канал может уничтожить Монтрё, считает аналитик, при этом российские официальные лица настаивают на том, чтобы ограничения Конвенции распространялись и на суда, использующие Стамбульский канал. Во-вторых, отмечает он, Анкара стремится к увеличению своего военно-морского флота. У Турции уже вторая по величине армия в НАТО и она стремится создать мощный флот с полноразмерным авианосцем. За счет этого Анкара могла бы проецировать большую силу не только в Восточном Средиземноморье, но и в Черном море.
Посол России в Анкаре настаивает на том, что Конвенция Монтрё переживет строительство Стамбульского канала и будет применяться с равной силой как к судам, использующим новый водный путь, так и к кораблям, проходящим через Босфор. Но российский военный аналитик считает, что все не совсем так: хотя создание нового канала не повлияет на правила Монтрё, у турецкого правительства появится возможность ”поставить вопрос о пересмотре положений международно-правового документа и заявить, что он больше не соответствует современным реалиям”. Если бы Анкара была агентом Вашингтона, как думают некоторые российские эксперты, могла бы сложиться ситуация, в которой Соединенные Штаты смогли бы выводить все больше военно-морских судов в Черное море на более длительные периоды времени и даже возможно, без каких-либо ограничений вовсе. Но Турция не является доверенным лицом США, считает Маржецкий, следовательно, любые изменения, которые Анкара может предложить и на которые может согласиться, будут работать в ее пользу, но не обязательно будут выгодны западным союзникам.
Анкара не видит преимуществ в увеличении присутствия в Черном море (или Восточном Средиземноморье) судов из США, Великобритании или Франции. Они лишь затруднят стремление Турции стать доминирующим игроком в регионе. По прогнозам российского аналитика, ”Турция будет стремиться исключить из Конвенции Монтрё ограничения на проход через ее пролив авианосцев, не несущих ядерного оружия”. Таким образом, Турция могла бы беспрепятственно отправлять в Черное море свои авианосцы и, возможно, подводные лодки, а США, Великобритания и Франция - нет. Иными словами, Вашингтон, Лондон и Париж не выиграют от каких-либо изменений Конвенции, а Москва не сильно проиграет, говорит Маржецкий. Фактически, Россия даже получит выгоду, потому что гражданский флот сможет использовать новый канал, избегая переполненного пролива Босфор.
”Другими словами, - утверждает российский военный аналитик, - если Турция действительно пересмотрит Монтрё, она сделает это исключительно для себя” и ни для кого другого. Изменения договора не будут приветствоваться в России в принципе, но результаты определенно не станут трагедией. У Москвы будет возможность встать на сторону Турции против Запада при пересмотре конвенции 1936 года, что приветствует Анкара. В этом случае Турция еще больше отдалится от западных столиц, что также выгодно Москве. Если Россия примет данный аргумент, Москва объединится с Анкарой по этому вопросу. Такой шаг может создать новые проблемы для НАТО.