Вестник Кавказа

Кто идет "Грузинским маршем"

Грузинская организация "Грузинский марш" была создана четыре года назад. За это время в Грузии она стала прочно ассоциироваться с громкими акциями и целой серией инцидентов правоцентристского толка. К августу 2020 года организация превратилась в партию "Грузинский марш – Национальное движение" и прошла регистрацию в ЦИК для участия в парламентских выборах 31 октября.

Ультранационалисты, радикалы – именно так в Грузии характеризуют активистов "Грузинского марша". Члены партии не скрывают, что представляют собой аналог "Народного фронта" Марин Ле Пен во Франции или "Альтернативы для Германии". Несмотря на то, что активисты "Марша" признают Грузию многонациональной республикой, идеология партии предусматривает утверждение национальных традиций грузинского народа в качестве исключительных и приоритетных на территории республики. Сейчас партии предстоит представить в Центризбирком подписи 5 тыс. сторонников, после чего она окажется в избирательном бюллетене. Хотя грузинское общество не питает симпатий к радикалам и ультранационалистам, "Грузинский марш" вполне может быть использован как фактор сдерживания позиций оппозиционных партий.

Репутация некоторых лидеров грузинской оппозиции, таких как Григол Вашадзе, Шалва Нателашвили, Давид Бакрадзе чаще всего характеризуется как неоднозначная и местами противоречивая, в рядах их партий есть вполне опасные для действующей власти люди. Тем более реальная грузинская оппозиция, активность которой заметно снизилась в период коронавирусной эпидемии, - все еще большая политическая сила. Этого нельзя сказать в адрес националистов из "Грузинского марша", которые считаются маргиналами в политическом пространстве Грузии, агрессивно настроенными в отношении либеральной оппозиции и к "мишистам" (сторонникам опального экс-президента Грузии Михаила Саакашвили).

На фоне ультранационалистов, действующая власть в лице "Грузинской мечты" выглядит явно привлекательнее. "Мечта" делает упор на создание в Грузии наиболее благоприятной в Южном Кавказе бизнес атмосферы, в то время как активисты "Марша" радикальны в отношении иностранцев, приезжающих в Грузию на работу.

Для политтехнологов всех политических партий Грузии открывается бесконечное пространство для критики ультранационалистов, которые концентрируют вокруг себя преимущественно озлобленных людей, которым кажется, что весь мир им чем-то обязан. В своей риторике ультранационалисты руководствуются ксенофобией и провинциализмом, которые они камуфлируют идеями создания национального государства, и защиты национальной культуры и традиций. Казалось бы, кто в Грузии против сильного национального государства? Очевидно, таких нет. Но реальный рейтинг "маршистов" в пределах 1%, хотя радикалы уверенны, что вокруг них много сторонников из числа простых граждан Грузии. Однако последние годы ключевым фактором успеха той или иной партии в Грузии является коалиционность и умение находить точки соприкосновения с политическими оппонентами. На данный момент в Грузии нет ни одной влиятельной политической силы, готовой сотрудничать с "Грузинским маршем", который, к слову, и сам не спешит создавать политические альянсы.

Аналитики проводят параллели межу "Маршем" и звиадистами. Дело в том, что среди "маршистов" много малоизвестных и невостребованных писателей, литераторов, провинциальных поэтов, пишущих преимущественно незамысловатую патриотическую лирику. Подобное уже было в истории Грузии. Однако Звиаду Гамсахурдии удавалось скрывать радикализм за популярными в начале 1990-х идеями независимости, в то время как нынешние ультранационалисты опираются исключительно на грузинский национализм. Несмотря на то, что лидеры "Марша" в качестве своего девиза декларируют словосочетание "Грузинская Грузия", лозунг "Грузия для грузин", который существовал в республике в период распада СССР, негласно присутствует словах и выступлениях членов партии. Очевидно, в Грузии существует потребность в интеллектуальных дискуссиях по тем или иным общественным проблемам, включая нелегальную миграцию, однако едва ли ультранационалисты способны организовывать таковую.

10870 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября