Вестник Кавказа

Как коронавирус повлиял на "Один пояс – один путь"

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Как коронавирус повлиял на "Один пояс – один путь"
© Фото: Китай инициировал создание новой переговорной площадки со странами Центральной Азии для продвижения своих проектов в рамках “Пояса и Пути“

"Центральная Азия – Китай" - такое название получила новая платформа для переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств стран-участниц проекта. Напрашивается аналогия с уже существующей платформой, инициатором которой выступил Вашингтон - "Центральная Азия – США" (С5+1). Однако эксперты предлагают не противопоставлять эти платформы, поскольку цели и задачи у них разные. Пекин из-за пандемии коронавируса не намерен отказываться от реализации своих проектов в рамках китайской инициативы "Один пояс, один путь".

В первой встрече, в которая из-за пандемии коронавируса прошла в режиме онлайн 16 июля приняли участие министры иностранных дел КНР Ван И, Казахстана – Мухтар Тлеуберди, Киргизии – Чингиз Айдарбеков, Таджикистана – Сироджиддин Мухриддин и Туркменистана – Рашид Мередов. Главы внешнеполитических ведомств пяти стран Центральной Азии и Китая обсудили вопросы сотрудничества в области профилактики, прогнозирования, сдерживания распространения, противодействия коронавирусной инфекции, механизмы обеспечения устойчивого роста экономики и промышленных мощностей государств Центральной Азии и Китая.

В частности, узбекской стороной было предложено совместно разработать Комплексную программу по борьбе с пандемией и ее последствиями, включающую в себя вышеупомянутые направления сотрудничества. Абдулазиз Камилов обратил внимание участников конференции на важность реализации конкретных инновационных, инфраструктурных, транспортно-коммуникационных и энергетических проектов для укрепления стабильности и роста благосостояния народов государств Центральной Азии и Китая.

Сироджиддин Мухриддин призвал коллег объединиться в борьбе с последствиями пандемии путем использования всех существующих ресурсов и возможностей. Касаясь вопросов дальнейшего развития регионального взаимодействия, Мухриддин отметил, что необходимо продвигать энергетические и промышленные проекты и поддерживать сельскохозяйственный сектор, расширяя экспортный потенциал, обеспечивая бесперебойный транзит грузов.

Рашид Мередов заявил, что страны Центральной Азии и Китай обладают мощным ресурсным, экономическим и научно-промышленным потенциалом и могут внести весомый вклад в обеспечение всеобщего мира, стабильного развития и безопасности.

На переговорах также состоялся обмен мнениями по вопросам укрепления региональной безопасности и стабильности, в том числе восстановления социально-экономической инфраструктуры Афганистана.

По мнению китайского эксперта Шэн Сию, пандемия внесла определенные коррективы в реализацию стратегии "Один пояс и Один путь". Некоторые эксперты утверждали даже, что прямые иностранные инвестиции, связанные с этой инициативой, станут менее приоритетными для правительства Китая, а также крупных китайских компаний. Однако последующее развитие событий опровергло этот прогноз. "Инициатива "Пояс и Путь" слишком важна для экономики Китая, поэтому, как только волна коронавируса пошла на спад, продолжилась реализация большинства ранее утвержденных проектов", - сказал "Вестнику Кавказа" Шэн Сию. Эксперт отметил, что поскольку Центральная Азия стала одним из ключевых элементов "Пояса и Пути" - пандемия, а также накопленный к этому времени опыт реализации стратегии потребовали формирования новых механизмов, с помощью которых координация взаимодействия Пекина с государствами региона будет улучшена, а проблемные вопросы будут решаться более оперативно.

По словам китайского эксперта, формат министерских встреч, предложенный китайской стороной своим партнерам, не стоит рассматривать как противовес уже существующему формату С5+1, который для региона предложили США. И уж тем более не стоит искать в нем признаки принижения роли Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Это совершенно другая платформа, занимающаяся техническими вопросами и оперативным разрешением проблем в совместных проектах Китая и государств Центральной Азии, а также – преодоления "узких мест", которые периодически возникают в отношениях между нашими государствами.

Например, сейчас в регионе крайне сложная эпидемиологическая обстановка, судя по всему – можно говорить о второй волне коронавируса. Поэтому важно оперативно определиться с тем, какая помощь системам здравоохранения центральноазиатских республик может быть оказана Китаем, каковы объемы и параметры этой помощи. Не проводить же сессию ШОС по такому вопросу! Все может быть решено более оперативно на уровне министерств и ведомств.

Точно так же будут обстоять дела и после пандемии, когда реализация ранее утвержденных проектов в рамках инициативы "Пояс и Путь" возобновится в полном объеме, в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями.

Заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорь Панкратенко сказал "Вестнику Кавказа", что по оценкам китайских экспертов, пандемия COVID-19 негативно отразилась на реализации примерно 60% проектов китайской инициативы "Пояс и Путь". Причем, серьезное влияние она оказала на 20% проектов, еще 40% были затронуты в той или иной мере. Остальные 40% осуществляются в обычном режиме и практически не пострадали, что мы видим на примере Юго-Восточной Азии и на Африканском континенте.

Коронавирус стал тяжелым испытанием для всей мировой экономики, не обошел он стороной и экономику китайской стратегической инициативы, тем более – в Центральной Азии, где эпидемиологическая обстановка частично парализовала государства региона.

Поэтому сейчас Пекину потребовалась площадка, в формате которой можно было бы оперативно провести глубокий аудит состояния реализации проектов "Пояса и Пути" в государствах Центральной Азии. А по его итогам – внести необходимые коррективы: пересмотреть финансирование некоторых объектов, сроки ввода их в эксплуатацию, приоритеты в реализации некоторых проектов.

"Вполне грамотное управленческое решение, к тому же – сильный политический ход, еще более усиливающий интеграцию экономики КНР с региональным экономическим пространством, причем без каких-то громких и демонстративных политических шагов, вполне в духе традиций политики Пекина в любой сфере. По большому счету, предложенный формат "министерских совещаний" - своего рода прообраз будущего совместного Планового комитета для повышения эффективности сопряжения экономики КНР с экономиками государств Центральной Азии. Подчеркну – только прообраз, черновой, во многом, набросок", - считает Панкратенко.

По мнению эксперта, насколько будет реализован этот проект, зависит от дальнейшего развития международного положения и экономической ситуации в мире. Пекин ведь не зацикливается только на одном инструменте продвижения инициативы "Пояс и Путь". Не сложится один формат – ничего трагичного, предложат другой.

Главное здесь в том, что "Пояс и Путь" в Центральной Азии будет реализовываться в регионе и дальше. Понятно, что китайцы будут вынуждены пересмотреть подходы к заключению новых сделок и проведут масштабную ревизию на тех объектах, которые реализуются. Но, в конечном счете, это положительно скажется на качестве и рентабельности новых проектов, а также оздоровит финансовую ситуацию на тех, которые уже строятся.

23415 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ