Члены Рабочей партии Курдистана (РПК, запрещена в Турции) под наблюдением турецких спецслужб приступили к сдаче оружия, процесс проходит в провинции Сулеймания в горах Северного Ирака, сообщают турецкие СМИ.
Сданное оружие члены партии должны будут оставить в одной из пещер, затем его уничтожат.
Как сообщает A Haber, журналистов не пускают к месту, где проходит разоружение – такое решение было принято в целях безопасности. Власти заверяют, что позже предадут огласке фотографии и видео процесса.
Над территорией, где ведется сдача оружия, барражируют военные вертолеты, а на дорогах вокруг размещены машины сил безопасности.
По данным телеканала Habertürk, к месту событий прибыла делегация официальной прокурдской партии DEM из турецкого Диярбакыра, прилетели в Сулейманию и представители общественных организаций, в общей сложности порядка 150 человек.
Напомним, что РПК сообщила, что прекращает вооруженную борьбу с Турцией и начинает процесс самороспуска, 12 мая. Ранее отказаться от прежней стратегии соратников призвал лидер РПК Абдула Оджалан (в данный момент он находится в тюрьме в Турции).
Почему РПК разоружается?
Главный редактор "МК Турция" и автор телеграм-канала "Повестка дня Турции" Яшар Ниязбаев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" объяснил разоружение РПК изменением подхода руководства организации к политической борьбе.
"Самое главное, что содействовало началу разоружения, – это призыв лидера РПК Абдуллы "Апо" Оджалана. Когда члены РПК складывали оружие, они так и сказали, что услышали призыв Апо и теперь разоружаются. Не так давно Абдулла Оджалан опубликовал еще одно видео, в котором рассказал, что цели вооруженной борьбы были достигнуты и сейчас изменились обстоятельства. Еще в феврале Оджалан сказал, что борьба, которая велась в предыдущие годы, соответствовала той реальности, но сейчас новая реальность, воевать уже не нужно", - прежде всего сказал он.
"Не менее важно, что к примирению стремится и турецкая сторона. Недавно лидер турецкой Партии национального движения Девлет Бахчели выступил с инициативой о решении вопросов курдского народа политическими методами. Я думаю, без его призыва реализовать разоружение было бы трудно. Бахчели высказался за мирный путь потому, что, по его мнению, стало слишком много проблем вокруг Турции, политическая реальность меняется, и на этом фоне всем турецким гражданам нужно сплотить ряды и решить внутренние конфликты, чтобы страна была более сильной и уверенней противостояла новейшим вызовам", - продолжил Яшар Ниязбаев.
Как пройдет разоружение РПК?
Востоковед отметил, что процесс разоружения РПК ставит несколько вопросов о будущем членов организации. "Среди них есть люди, которые совершили немало преступлений. У РПК были разные ответвления, в частности, "Ястребы освобождения", на счету которых множество кровавых терактов. Те члены РПК, которые публично складывали оружие сегодня, были больше закадровыми функционерами и не участвовали в боевых действиях. А, тем, кто в боевых действиях участвовал, придется предстать перед законом, даже несмотря на амнистию. Также есть люди, чья вина в организации терактов уже установлена – и они могут отказаться слагать оружие", - сообщил он.
"Но опыт сходных разоружений прошлых лет, например, в Ирландии и Испании, показывает, что полное прекращение военной активности РПК вполне реально. Могут быть локальные акции неповиновения боевиков, но они не будут массовыми. РПК ведь почти не вела серьезной диверсионной деятельности в Турции, активность ее на турецкой территории была очень низкая. Те, кто пожелают отколоться от организации и продолжить вооруженную борьбу, лишатся ресурсов – и разведывательных данных, и логистики, и финансирования. Поэтому стоит ожидать только одноразовых всплесков, число которых будет постепенно уменьшаться", - заключил Яшар Ниязбаев.