Российские регионы могут оказаться в долговой пирамиде из-за займов на финансирование текущих расходов, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
"Если текущие расходы требуют заимствований, тогда этот долг непрерывно должен увеличиваться и тогда мы шаг за шагом подойдем к пирамиде: будем заимствовать, чтобы покрыть предыдущие заимствования и еще нарастить заимствования", - предупредил он на заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, пишет РИА Новости.
В прошлом году госдолг субъектов России вырос на 383 млрд рублей - на 18%. Он составил по итогам 2020 года 2,5 трлн рублей - максимум за последние 10 лет.
"Это, конечно, объяснимо с учетом пандемии, но это требует дополнительного внимания для того, чтобы после пандемии при положительных темпах роста и положительных доходах субъектов мы должны видеть перспективу на снижение величины долга", - подчеркнул глава Счетной палаты.
Особенно сложная обстановка в Мордовии, Хакасии и Удмуртии, там долг уже превышает 100% от доходов этих регионов. "Проблема с высоким уровнем долговой нагрузки усугубляется рыночными заимствованиями для финансирования текущих расходов. Конечно, для обеспечения текущих расходов по идее мы не должны прибегать к рыночным заимствованиям - это означает, что у нас в модели что-то не так", - отметил Кудрин.
Следует отличать нормальную модель "критического года" от ненормальной. При нормальной заемщик быстро накапливает большой долг и затем постепенно его выплачивает, при ненормальной же текущие расходы покрываются заимствованиями. Вторая модель "неприемлема", заявил глава Счетной палаты.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Александр Дерюгин, прогноз о том, что регионы могут попасть в долговую пирамиду, несколько преувеличен. "Все-таки долговая нагрузка находится на уровне существенно ниже, чем в 2013-2015 гг. И тогда не было долговой пирамиды. Я имею в виду не общий объем долга: долговая нагрузка - это отношение объема долга к налоговому доходу, например. Кроме того, что сейчас ключевая ставка, вообще ставки на рынке финансовом существенно ниже, чем в те годы. Соответственно расходы на обслуживание долга сейчас в регионах составляют меньше 1%, примерно 0,6% от общего объема расходов бюджета, а это очень низкий показатель", - пояснил он.
Эксперт отметил: это не только из-за того, что ставка низкая, это еще и из-за того, что доля бюджетных кредитов, которые фактически бесплатно обслуживаются, составляет чуть меньше половины всех долговых обязательств регионов. "Кроме того, насколько я понимаю, налоговые и неналоговые доходы регионов восстанавливаются, поэтому нет таких опасений, что регионы могут попасть в долговые ямы. Надо помнить о том, что в 2020 году федерация в первую очередь помогала регионам с низким уровнем бюджетного обеспечения. Если мы посмотрим на темпы роста долговой нагрузки, мы увидим, что эти темпы выше у более обеспеченных, а ниже у менее обеспеченных, то есть федерация помогала бедным регионам, у них долговая нагрузка практически не выросла, - отметил экономист.
Совсем другая ситуация у богатых и у среднеобеспеченных регионов, из-за чего опасности скатывания в долговую пирамиду и вообще опасности возникновения долговых проблем в целом по регионам нет. "Да, есть отдельные регионы, например Мордовия, у которой долг очень велик и вообще долговые проблемы на лицо, но это не есть проблема в целом для субъектов РФ. У большинства из них ситуация с объемом долговой нагрузки и обслуживанием долга гораздо лучше, чем в 2015-2016 гг", - заключил Александр Дерюгин.