Вестник Кавказа

Грузия отмечает 20-летие Конституции

Грузия отмечает 20-летие Конституции
© Фото: Сайт президента Грузии

Праздничный прием по случаю 20-летия Конституции Грузии будет организован президентом Георгием Маргвелашвили. Он состоится в резиденции главы государства, сообщил руководитель администрации президента Давид Патарая.

"Это важный день для Грузии, действующей Конституции исполнилось 20 лет. Она является главным правовым рамочным законом страны", - отметил он.

На приеме будут присутствовать дипломаты, представители законодательной, исполнительно и судебной властей Грузии, а также журналисты. Кроме того, приглашены члены парламента Грузии второго созыва, с именами которых связано принятие действующей конституции.

24 августа 1995 года парламент, опираясь на основные принципы главного закона 1921 года, принял новую Конституцию Грузии. 15 октября 2010 года в нее были внесены поправки, которые ограничили полномочия президента и усилили функции премьер-министра и парламента, напоминает Sputnik Грузия.

Президент Грузии становится представительской фигурой. Он, как и прежде, является главой государства, гарантом конституции и главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в отношениях с другими государствами. Однако президент более не определяет внутреннюю и внешнюю политику, не имеет права законодательной инициативы и приостановки изданных правительством нормативных актов. Он не имеет права назначать и смещать министров, однако может миловать заключенных, награждать, присуждать звания и гражданство, подписывать и публиковать законы, выступать с ежегодной речью перед парламентом. В то же время  без подписи премьер-министра президент не может объявлять, отменять или продлевать режим чрезвычайного положения. Премьер-министру полностью передаются полномочия принимать кадровые решения в связи с назначением и смещением министров, в том числе и глав силовых ведомств.

По мнению руководителя Центра глобальных исследований Наны Девдариани, в своем нынешнем виде основной закон страны несовершенен и требует внесения в него изменений. "В период правления Михаила Саакашвили Конституцию переделывали, буквально перешили, потому что по истечении второго срока он больше не мог быть президентом, и, конечно, захотел вместо этого стать бессрочным премьер-министром. Саакашвили и в дурном сне не мог увидеть, что его партия проиграет парламентские выборы", - объяснила она происхождение этой проблемы.

"И на сегодняшний день мы получили абсолютно уродливую формулу бесправного президента, который в условиях таких урезанных полномочий вынужден доказывать, что он действительно президент. Это очень часто приходит к противоречиям с остальными институтами власти. Эти трения имеют место быть", - добавила эксперт.

"Поэтому Конституцию сохранить в том виде, в котором ее оставил Саакашвили, просто невозможно. Конечно, ее нужно приводить в равновесие, необходимо, чтобы в ней была прописана система сдержек и противовесов", - резюмировала Нана Девдариани.

Руководитель Института стратегии управления, грузинский политолог Петре Мамрадзе, бывший 20 лет назад одним из голосовавших за нее парламентариев, также критично настроен к основному закону страны в его нынешнем виде. "В последние годы своего правления Саакашвили единолично провел изменения в Конституции. Он готовил себе кресло премьер-министра и всю власть передал главе правительства. Причем парламент тогда называли во всем мире резиновым штампом Саакашвили, который штамповал свою глупость, так писала зарубежная пресса. И действительно, сейчас нашу Конституцию характеризуют как премьер-министерское правление. И это нужно менять, потому что нарушено распределение функций. Не соблюдены функции прокуратуры и многое другое", - считает он.

"Специалисты по конституционному праву, конечно, скажут точнее и лучше, но я как член парламента двух созывов, в том числе предыдущего, присутствовавший при том, как меняли, ломали Конституцию, хочу сказать, что в нее необходимо внести серьезные изменения. Может быть, лучше даже будет принять новую и раз и навсегда перейти к нормальному устройству", - предположил Петре Мамрадзе.

Глава Центра изучения вопросов безопасности и международных отношений Ника Читадзе сделал небольшой экскурс в историю основного вопроса страны. "Мы знаем, что в принципе несколько раз происходили изменения Конституции Грузии, в том числе до 1921 года действовала Конституция Грузинской Демократической Республики. Потом во время коммунистического режима были приняты три Конституции, которые, конечно же, не соответствовали главным стандартам конституции, потому что там, например, было написано, что Грузия - суверенное демократическое государство, но, конечно, она никак им не являлась в составе СССР. В 1995 году грузинский парламент утвердил новую Конституцию", - напомнил он.

"Но с тех пор в нее были внесены радикальные изменения. Сначала Грузия являлась президентской республикой, потом после 2004 года она являлась полупрезидентской республикой. Президент, с одной стороны, получил дополнительные полномочия, например, роспуска парламента, но с другой стороны, был восстановлен пост премьер-министра. И после этого с 2010 года в Конституцию были внесены 44 поправки", - добавил эксперт.

"До сих пор идет спор, является ли Грузия парламентской республикой или полупрезидентской. С одной стороны, мы знаем, что на данном этапе в принципе главным политическим лицом де-факто в Грузии является премьер-министр, хотя, конечно, главой государства является президент. Но, с другой стороны, президент избирается населением. В парламентских республиках президент не избирается населением. Например, в Германии или в Италии это делает парламент. Так что, несмотря на поправки, я думаю, что все же отдельные ее статьи фактически не действуют", - отметил политолог.

Однако, по его мнению, проблема кроется не в необходимости внесения изменений в основной закон, а "в том, чтобы достичь верховенства закона в Грузии ". "Если в стране укрепятся демократические институты и будет достигнуто верховенство закона, то тогда конституция будет соответствовать тем социально-экономическим или политическим процессам, которые происходят в Грузии. В противном случае, я думаю, что, если отдельные статьи конституции останутся формальностью, то это будет означать, что в Грузии не существует верховенство закона. Соответственно, в стране существуют слабые демократические институты. В этом главная проблема. В первую очередь, нуждается в реформировании политический режим. Сейчас наша страна не соответствует тем демократическим стандартам, параметрам. Так что я думаю, когда Грузия будет подлинно демократическим государством, тогда Конституция будет действовать", - резюмировал Ника Читадзе.

11500 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ