Вестник Кавказа

Standard & Poor's предсказало экономике Грузии светлое будущее

Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's подтвердила сегодня долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги правительства Грузии по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне "ВВ-/В". Прогноз изменения рейтингов - "Стабильный". Оценка риска перевода и конвертации валюты для грузинских несуверенных заёмщиков - "ВВ".

"Уровень рейтингов правительства Грузии отражает нашу точку зрения относительно того, что мирный и демократический переход политической власти в Грузии будет способствовать стабилизации показателей бюджета правительства и внешнего баланса в среднесрочной перспективе, а также перспективам экономического роста, несмотря на текущую политическую напряжённость, которая создала некоторую неопределённость и, возможно, способствовала наблюдаемому в настоящее время замедлению экономического роста", - говорится в сообщении.

Среди позитивных факторов были отмечены хорошие перспективы экономического роста, умеренный уровень государственного долга и стабилизация ситуации с государственными финансами. Значительная уязвимость Грузии от внешних факторов, ограниченная гибкость в сфере монетарной политики и низкий показатель ВВП выделяются как негативные факторы, повлиявшие на рейтинги.

"С нашей точки зрения, институционализация предыдущих реформ будет способствовать проведению более эффективного политического курса правительством Грузии, однако существует риск того, что политическая ситуация станет менее стабильной", - сообщает агентство.

Экономический рост в первом квартале 2013 года снизился до 1,7 % - с 2009 года это самый низкий показатель. Снижение темпов роста экономики стали проявляться во второй половине 2012 года, во многом это обусловлено снижением притока частных иностранных инвестиций, а также инвестиций общественного сектора. Доля реальных инвестиций в приросте ВВП в 2012 году сократилась до 5,5% по сравнению со средним уровнем в 8% в предыдущие два года на фоне сохранения темпов роста потребления. С точки зрения агентства, этому замедлению во многом способствовала политическая неопределённость периода выборов.

"Мы ожидаем, что постэлекторальная политическая активность продолжит оказывать негативное влияние на рост, как минимум, до второй половины года. Напряжённость между новым правительством и президентом страны Михаилом Саакашвили, последний президентский срок которого подходит к концу осенью 2013 года, снизилась после одобрения поправок в Конституцию, ограничивающих полномочия президента по роспуску парламента. Тем не менее, неопределённость относительно экономической стратегии правительства остаётся, особенно относительно запланированных изменений в Трудовой кодекс и закон о конкуренции, реформ здравоохранения и создания новых инвестиционных фондов", - сказано в сообщении.

Standard & Poor's считает, что темпы экономического роста могут повыситься во второй половине 2013 года при возобновлении инфраструктурных проектов, которые были временно приостановлены, когда новое правительство пришло к власти, и планы правительства в сфере экономической и инвестиционной политики станут яснее.

"Учитывая запоздавшее начало проектов в области капитальных расходов, расследования в отношении ряда ключевых строительных компаний и приверженность правительства увеличению социальных расходов, мы ожидаем, что инвестиции будут расти гораздо более умеренными темпами в 2013 году (по сравнению с более чем 10-процентным ростом в недавнем прошлом). Мы ожидаем, что инвестиции составят чуть более 36% ВВП. Ожидается, что реальный прирост ВВП на душу населения замедлится до 3,5% в 2013 году, но затем - в 2013-2016 годах - ускорится в среднем до более чем 5-процентного уровня", - говорится в сообщении.

В 2012 году Грузия финансировала дефицит счета текущих операций на уровне 11,5 % ВВП преимущественно за счёт выпуска еврооблигаций двумя государственными организациями, а также за счёт чистых прямых иностранных инвестиций и притока портфельных инвестиций. Позиция Грузии по чистым внешним обязательствам увеличилась почти до 100% ВВП в 2012 году, и агентство ожидает, что она увеличится ещё больше в 2013 году. Однако около половины внешних обязательств страны относятся к прямым иностранным инвестициям и притоку портфельных инвестиций, которые менее обременительны, чем долговые обязательства в большинстве сценариев. Дефицит счёта текущих операций в прошлом успешно финансировался притоком прямых иностранных инвестиций (в среднем около 70% дефицита было профинансировано за счёт прямых иностранных инвестиций в 2000-2011 годах), но в 2012 году чистый приток прямых иностранных инвестиций сократился до 3,8% ВВП.

"С нашей точки зрения, в среднесрочной перспективе увеличение поступлений по счёту текущих операций, которое мы ожидаем за счёт экспорта энергетического сектора, возросшей активности аграрного и туристического секторов и возобновившейся торговли с Россией, по всей видимости, окажет более значительный позитивный эффект на показатели внешнего баланса Грузии после 2015 года. Дефицит бюджета расширенного правительства Грузии сократился с 3,6% в 2011 году до 2,9% ВВП в 2012 году - главным образом, из-за разовых доходов и приостановки капитальных расходов после прихода нового правительства к власти в четвёртом квартале. Правительство планирует увеличить социальные расходы путем повышения пенсий и введения универсальной системы здравоохранения, в то же время поддерживая дефицит на уровне ниже 3% ВВП. С нашей точки зрения, учитывая замедление экономического роста и дезинфляционное давление, доходы, по всей видимости, будут ниже запланированного уровня, что затруднит для правительства достижение намеченных фискальных целевых показателей. Это будет компенсироваться сокращением капитальных расходов. По нашим оценкам, дефицит бюджета расширенного правительства увеличится до 3,5% в этом году, а затем опять начнёт снижаться", - сказано в сообщении.

Обязательства частного сектора и нефинансовых организаций перед банками выросли на 13% в 2012 году (по сравнению с ростом в 23% в 2011 году). Замедление началось во второй половине 2012 года, что было связано с политической неопределённостью, когда крупные корпоративные заёмщики не хотели заимствовать или инвестировать. Тем не менее, Standard & Poor's ожидает роста кредитования после стабилизации политической ситуации. Высокий уровень долларизации экономики Грузии по-прежнему будет ограничивать эффективность денежно-кредитной политики.

Прогноз "Стабильный" отражает, с одной стороны, значительный объём чистых внешних обязательств, зависимость от внешнего финансирования, а с другой - благоприятные перспективы экономического роста, потенциальное повышение эффективности проводимого политического курса - в том случае, если стабилизируется политическая обстановка.

"Рейтинги могут быть понижены, если неопределённость и напряжённость текущей политической ситуации, связанной с переходом власти, продлится дольше, чем мы ожидаем, негативно влияя на экономический рост, фискальные доходы и приток прямых иностранных инвестиций. Рейтинги могут быть повышены, если переход власти будет проходить спокойно, в частности, если президентские выборы пройдут в свободной и честной манере, и политическая предсказуемость и эффективность не ухудшатся. Дальнейшее укрепление экономики, обусловленное притоком внутренних и иностранных прямых инвестиций, продолжающийся прогресс в сфере консолидации государственных финансов и стабилизация показателей внешнего баланса также могут способствовать повышению рейтингов", - говорится в сообщении.

11280 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ