Вестник Кавказа

Россияне будут копить на пенсии?

Министерство финансов России призвало граждан, чья зарплата составляет 40-50 тыс рублей, самостоятельно копить себе на пенсии. "Для граждан, которые получают большие зарплаты, и это, конечно, не только 100 тыс (рублей), но и начиная с тысяч 40-50 - граждане должны копить сами", - заявил замминистра финансов Алексей Моисеев.

Как уточнил замглавы ведомства, гражданам, чей доход ниже 40 тыс рублей, государство обеспечит коэффициент замещения 40%. "Никакая государственная система никогда не может позволить себе платить коэффициент замещения 40% человеку, который получал в течение жизни 100 тыс рублей. Так не бывает. Человек, который получал 100 тыс (рублей), должен был копить себе на пенсию сам", - цитирует слова Моисеева ТАСС.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор РАНХиГС Александр Сафонов отметил, что заявления о том, что граждане должны будут сами копить себе на пенсию, являются продолжением дискуссии между финансовым и экономическим блоком, потому что все-таки за пенсионную реформу отвечает Минтруд, а не Министерство финансов. "В данном случае высказывание заместителя министра финансов надо рассматривать как попытку эту дискуссию обострить. Что касается предложения применять австралийскую или новозеландскую систему, то надо обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, эта система создавалась совершенно в других условиях, не таких как в России. И в Австралии и в Новой Зеландии никогда не было обязательств по нерыночному периоду развития экономики, какие есть в России в связи с пенсионерами, которые работали в Советском Союзе. Соответственно, там система персонифицированного учета и взаимоотношения по отношению к заработным платам строилась изначально. У нас смешанная система", - рассказал эксперт.

"Во-вторых, уровень оплаты труда у нас достаточно низкий. Количество людей, которые получают заработную плату свыше 75 тыс рублей в месяц, по статистике Росстата, не превышает 3 млн человек. Такие заявления опасны, потому что пока закон не принят, пока идут дискуссии на этот счет, но граждане получают дополнительный отрицательный мотив участвовать в обязательной государственной системе пенсионного обеспечения. Они получают информацию о том, что государство не собирается выполнять в отношении них обязательства и фактически требует от них заботиться о пенсии самостоятельно. В конечном итоге, это просто будет приводить к тому, что люди с высокими заработными платами будут стремиться переходить в неформальные трудовые отношения. А рынок труда неформальный у нас и так составляет почти 16 млн человек. Поэтому, если он начнет расти еще и за счет людей, которые получают более-менее нормальные деньги, это, конечно, ухудшит ситуацию со сборами налогов в пенсионную систему", - уточнил проректор РАНХиГС.

При этом он допустил, что финансовый блок одержит победу в дискуссии с социальным, и эти предложения будут реализованы. "По сути это просто означает сокращение объема гарантий государства перед лицами, которые получают высокую заработную плату. То есть предложение Минфина сводится к тому, что для высокодоходных групп населения будет просто установлен предел пенсии, например, в размере 15-20 тысяч, независимо от того, сколько отчислял работодатель с их заработной платы, а все остальное они должны будут накапливать сами", - резюмировал Александр Сафонов.

В свою очередь, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин заявил, что существующая в России страховая пенсионная система не может обеспечить уровень пенсии в размере 40% от зарплаты для лиц, заработок которых составляет 40-50 тыс рублей и выше. "Это объективная реальность в сегодняшних условиях, когда за большое количество работников страховые взносы не платятся полностью, то есть люди получают либо всю, либо большую часть зарплаты без перечисления взносов. Кроме того, обеспечить более приемлемый уровень пенсий не позволяет соотношение между теми, за кого платятся взносы, и теми, кто получает пенсии, в том числе, в связи с относительно низким пенсионным возрастом и большим количеством лиц, получающих пенсию раньше общеустановленного возраста, так называемых досрочников", - пояснил он.

При этом эксперт обратил внимание на то, что пока непонятны детали идеи о самостоятельном накоплении людьми средств себе на старость. "Насколько мне известно из СМИ, Минфин уже поменял свою позицию и не считает, что нужно сохранить обязательную накопительную часть пенсии. Сейчас они совместно с Центробанком разрабатывают вариант квазиобязательной накопительной системы. То есть, работники будут обязаны выплачивать взносы, но при этом у них будет право выйти из этой системы", - сказал заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.

В то же время он добавил, что пока непонятно, в чем конкретно заключается новая концепция накопительной системы. "За прошедшие более чем десять лет негосударственные пенсионные фонды не смогли обеспечить приемлемую доходность: она была практически в два раза ниже, чем инфляция. В реальном выражении эти пенсионные накопления в существенной мере обесценились. Кроме того, они имеют риски, а гарантии сохранности недостаточны. Есть опасения, что в дальнейшем эти риски еще больше проявятся. Поэтому призыв копить самостоятельно правилен. Вопрос только в том, что не созданы институты, инструменты, обеспечивающие возможность сохранения накоплений на протяжении длительного промежутка времени. Если мы посмотрим на историю российской экономики, то с интервалом в 8-10 лет происходят различные события, в результате которых накопления обесцениваются", - подытожил Юрий Горлин.

По мнению начальника лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елены Гришиной, Минфин имеет в виду какую-то базовая государственная пенсия, которая дается лицам с совсем низким доходом, то есть что-то типа пособия по бедности для старших возрастов. "В остальном пенсионная система основывается большей частью на накопительной составляющей, которую люди сами себе откладывают в течение жизни. И в этом смысле, да, государству получается снимать с себя обязательства. Есть такая модель. Насколько она осуществима в России, очень сложно говорить, потому что сейчас модель совсем другая. И резко ее поменять, наверное, не очень возможно", - считает аналитик.  

В то же время эксперт указала на то, что у пенсионной системы есть некие проблемы, добавив, что она зависит от федерального бюджета. "Но говорить о том, что нужно полностью переходить на пенсию, как страховку от бедности, в течение нескольких лет, наверное, тоже неправильно. Вот это высказывание было произнесено как один из возможных вариантов, как крайний вариант вероятных векторов развития. Совсем необязательно, что ему надо следовать", - поведала аналитик.

Помимо этого, она выразила мнение, что подобная мера вряд ли будет реализована в ближайшие несколько лет. "А дальше никто не загадывает обычно. Потому что у нас отсутствует долгосрочное планирование в рамках 50 лет", - резюмировала Елена Гришина.

13210 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ