Вестник Кавказа

Путин: мы должны сделать туриндустрию России конкурентоспособной

Путин: мы должны сделать туриндустрию России конкурентоспособной
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Туристическая отрасль России должна служить катализатором социально-экономического роста разных территорий страны и открывать новые возможности для сельских поселений, северных территорий, Сибири и Дальнего Востока, заявил на заседании Президиума Госсовета президент РФ Владимир Путин.

"Очень важно сделать, чтобы отдыхать в России было комфортно, интересно и выгодно, туристическая отрасль приносила бы ощутимые бюджетные доходы и стимулировала создание новых рабочих мест, служила катализатором социально-экономического роста территорий России, открывала бы новые возможности для моногородов, сельских поселений, северных и арктических территорий России, Сибири, Дальнего Востока, и, конечно, это очень актуально и для Крыма", - сказал Путин на заседании Госсовета.

По мнению президента, значимым шагом на пути развития отрасли должна стать передача единого реестра туроператоров в ведение общественной организации. "Необходимо добиваться надежности и прозрачности деятельности турагентов, освобождать рынок от фирм однодневок и от всяких мошенников. На повестке дня ведение единого реестра турагентов, им могла бы заниматься одна из общественных организаций, объединяющих туроператоров. Создание такого реестра поможет обеспечить контроль и прозрачность всего технологического цикла - от производства турпродуктов до его реализации", - отметил глава государства, добавив, что подобная мера также позволит задать высокие профессиональные требования и корпоративные стандартны внутри туристической отрасли, усилить ответственность агентов перед конечными потребителями.

Большую роль в деле развития туриндустрии играет и транспорт. "Важно повысить доступность внутренних перевозок на всех видах транспорта. Прежде всего для студентов, школьников, пенсионеров и других категорий граждан, которых мы называем льготниками. Приемлемые цены на билеты, в том числе для людей, живущих в отдаленных регионах России, позволят диверсифицировать и заметно увеличить туристические потоки", - сказал Путин.

"Кстати, для справки: размер транспортной составляющей себестоимости турпродукта составляет сегодня достаточно большую цифру - 50-70%", - добавил он.

Президент выразил уверенность, что при правильном подходе и учете всех этих факторов у российской туротрасли есть все шансы стать конкурентоспособной. "Убежден, при грамотном, заинтересованном, современном подходе у нас есть все возможности для превращения туризма в конкурентоспособную, эффективную отрасль российской экономики. Наша задача - использовать эти возможности с максимальной отдачей", - подчеркнул Владимир Путин.

Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметила, что предложение президента по единому реестру турагентств не ново. "В свое время, примерно год назад, или чуть позже, осенью 2014 года, когда речь шла о внесении изменений в закон в связи с тем, что он недостаточно защищает наших потребителей, идея создания реестра турагентств была внесена нами, Ассоциацией туроператоров. Мы предполагали, что этот реестр должно вести некое федеральное ведомство, скорее всего, Ростуризм как структура, которая осуществляет дополнительные функции в сфере туризма", - напомнила она.

"Если президент сказал, что это должно быть доверено общественной организации, то, наверное, это потребует каких-то изменений в закон. На данный момент АТОР - это единственное объединение туроператоров, куда входят туроператоры и по внутреннему, и по выездному туризму. Соответственно, мы прорабатывали возможность создания такого реестра, повторюсь, при госструктуре. Но если надо будет, то мы готовы взять на себя такие функции", - заявила исполнительный директор АТОР.

Она также поддержала идею Владимира Путина о необходимости снижения цен на транспорт. "Стоимость перевозки, как правило, составляет от 50 до 70% от общей цены туристического пакета. И внутренний рынок в этом смысле не исключение. У нас страна очень большая, поэтому билеты в Сочи, как ориентир, они могут стоить от 9 до 35 тыс в зависимости от того, о каком городе мы говорим. В одном случае это будет 50% стоимости поездки, в другом – это 70%. Мы давно предлагали освободить от НДС внутренние перевозки, создать лоукостеры на территории страны. Субсидирование перевозок – тоже очень хороший способ снизить цену, который Минтранс в общем уже давно применяет", - сказала Ломидзе.

"Но всего этого оказывается недостаточно, потому что у нас самое дорогое топливо, у нас очень высокие аэропортовые сборы. Очевидно, что нужен какой-то комплексный подход. В декабре 2014 года мы писали в Министерство транспорта целый ряд предложений по изменению всех составляющих в цене авиабилета, в частности начиная от аэропортовых сборов, и заканчивая тем же НДС. Частично это все внедряется, но только частично. Повторюсь, если комплексный подход будет задействован, то, скорее всего, это приведет к снижению цены. И очень отрадно, что это прозвучало из уст первого лица. Возможно, теперь транспортники займутся именно комплексным подходом к этому вопросу", - выразила надежду она.

Исполнительный директор АТОР также согласна с президентом России в том, что у отечественной туриндустрии большие возможности, позволяющие ей быть конкурентоспопосбной. "Это абсолютно очевидно, потому что у нас все говорят, это просто стало уже таким рефреном, что у нас замечательный, феерический, ни с чем не сравнимый потенциал. Только он никак не превращается в реальные деньги и отрасль до сих пор не чувствует себя как отрасль экономики. Поэтому слова "при грамотном подходе станет конкурентоспособной" - это просто абсолютная правда. Вопрос только, кто этот грамотный подход будет осуществлять", - отметил Майя Ломидзе.   

Профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Галина Дехтярь обратила внимание на тот факт, что в настоящее время в России существуют, как минимум, Российский союз туриндустрии и Ассоциация туроператоров, способные выполнить поставленную президентом задачу о ведении реестра туристических агентств, так как являются общественными организациями. При этом она перечислила несколько вопросов, возникающих в связи с созданием подобного реестра.

"В частности, речь идет о страховании гражданской ответственности каждого тура или же каждого туроператора. Речь идет также о том, что до сих пор не обновлен закон об основах туристской деятельности в РФ, и неясна судьба турагентов в связи с реестром: будет ли он обязательным для них  и будет ли официально зарегистрирован при общественной организации, о которой говорил Владимир Путин, или при Министерстве культуры, то есть при подведомственной организации Ростуризме. Сам по себе реестр и наличие в нем туроператора не говорит о том, что этот туроператор может или не может быть банкротом, и не гарантирует потребителю сегодня практически ничего. Ведь основная составляющая - это страхование: если туроператор застрахован на сколько-то миллионов рублей, в случае его банкротства эта сумма делится на количество пострадавших людей, и каждый получает среднее арифметическое. Если будет идти страхование каждого тура, то каждый турист будет получать сумму, которую он потратил при организации поездки, а не некую среднюю взвешенную цифру. В отрасли очень много проблем, и доверие к ней существенно подорвано многочисленными банкротствами", - подчеркнула Дехтярь.

Эксперт поддержала предложение о повышении доступности внутренних перевозок на всех видах транспорта, сделанное Путиным. "Недавно обсуждался вопрос о налоговых вычетах при организации внутреннего туризма, и мы пришли к выводу, что уменьшение стоимости перевозок за счет бюджетных дотаций было бы более экономически целесообразно, так как иначе поездки на Байкал будут стоить дороже, чем билеты в Болгарию, Турцию и иже с ними. Доступность транспорта – один из ключевых вопросов развития внутреннего туризма. Если мы с вами посмотрим компании, которые имеют субсидии и летают, предположим, в Сочи, то на даты "Формулы-1" мы не найдем дотированных билетов – их уже нет. Поэтому, с одной стороны, нужны дотации, но с другой стороны, необходим контроль, как дотированные билеты продаются. Все это существенно повлияет на положение в туристической отрасли, которое определяют сервис и доступность отдыха", - рассказала она.

Также она согласилась с тем, что у российского туризма есть все возможности для того, чтобы стать конкурентоспособной отраслью. "Сегодня идет очень мощное строительство в Сочи, изменение инфраструктуры города мы уже отметили. Мощно идет строительство и в Крыму, и здесь нужно говорить не только об изменении инфраструктуры, но и отношения к туристам. Кадры решают все, и это сегодня тоже очень актуально. Поэтому, естественно, дотированные билеты, фиксированные стоимости средств размещения, гостиницы, имеющие официальные звезды, присвоенные, а не самопровозглашенные, и квалифицированные персонал – это основа развития отрасли", - заключила Галина Дехтярь.

Комментируя предложение Владимира Путина о едином реестре турагентств, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России Владимир Шаров отметил, что претворение в жизнь этой меры посодействует демократизации происходящих в туриндустрии процессов. "На сегодняшний день реестр туроператоров ведет Федеральное агентство по туризму. И это единственная госуслуга, которую ведет Федеральное агентство по туризму, Ростуризм. Инициатива президента заключается в том, чтобы этот реестр вела общественная независимая организация. В мировой практике это существует, и это является следующим шагом к демократизации отраслевых процессов", - сказал он.

Эксперт также разделяет мнение необходимости снижения стоимости поездок отдыхающих. "На сегодняшний день любая транспортная составляющая является существенной в стоимости при формировании турпродукта. Сейчас многие маршруты по России в авиаперевозке, в железнодорожной перевозке, в автобусной перевозке стоят значительно дороже, чем аналогичные тарифы при поездках за рубеж. Именно поэтому это ненормально. Во всем мире принята практика дотаций со стороны государства таких перевозок", - считает Шаров.

Подобное практикуется и у нас. "Дотируют, например, перевозку путешествующих москвичей на Байкал, дотируют перевозку для школьников из Сибири в Санкт-Петербург или Москву, потому что она очень дорогостоящая. Надо просто разработать механизмы, критерии, подходы грамотно, чтобы не было злоупотреблений различных и финансовых нарушений. Это уже другой вопрос. Но то, что сказал Путин о том, что это является одной из основных задач, совершенно верно", - уверен он.

Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России, как и глава государства, не сомневается, что эта сфера может занять важное место в экономике нашей страны. "Во всем мире туризм – это отрасль экономики, потому что у туризма огромный мультипликативный эффект дохода. Туристы покупают сувениры, пользуются предприятиями общественного питания, посещают театры, различные выставки и так далее. Они являются инвесторами других отраслей экономики, то есть это очень эффективный мультипликатор. Поэтому если проводить системные мероприятия со стороны правительства, если правильно наладить статистический учет доходов от туризма, если разработать комплекс мероприятий по развитию внутреннего и въездного туризма, то, безусловно, это будет очень серьезная отрасль экономики России", - резюмировал Владимир Шаров.

14725 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября