Счетная палата нашла несколько недостатков в законопроекте по пенсионным изменениям, при этом концептуальных замечаний к документу у ведомства нет. Об этом говорится в письме председателю комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, подписанном главой Счетной палаты Алексеем Кудриным.
"Основной целью законопроекта является повышение уровня пенсионного обеспечения граждан", - отмечается в послании. "При этом законопроект не содержит механизма увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, что, по мнению Счетной палаты, может быть доработано при его рассмотрении Государственной Думой во втором чтении", - цитирует текст письма ТАСС.
Также в Счетной палате обратили внимание на то, что в законопроекте отсутствует прогноз изменения численности получателей пенсий с учетом запланированных в майском указе мер по повышению продолжительности жизни.
"Материалы к законопроекту не содержат расчетов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции, в том числе, при каких условиях пенсионная система РФ будет считаться сбалансированной и долгосрочно финансово устойчивой", - указывается в письме.
Профильный комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов на заседании, которое состоялось накануне, рекомендовал нижней палате российского парламента принять в первом чтении проект закона об изменениях в пенсионной системе. "Мы сдаем документы на Совет Думы, выносим рассмотрение на 19-е число", - заявил глава комитета Ярослав Нилов после голосования.
В своем заключении комитет сформулировал ряд замечаний. Так, по мнению депутатов, "в целях минимизации негативных последствий реализации законопроекта необходимо разработать комплексную программу мер по содействию занятости и защите трудовых прав граждан предпенсионного возраста, а также недопущению роста молодежной безработицы". Также необходимо "принять меры, обеспечивающие выплату пособия по безработице на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, и рассмотреть возможность внедрения страховых принципов социальной защиты работников от безработицы; установить прозрачный механизм использования сэкономленных в связи с введением нового правового регулирования средств на цели повышения уровня пенсионного обеспечения". Кроме того, комитет предлагает "законодательно закрепить порядок роста страховых пенсий темпами, превышающими инфляцию; а также в целях сохранения трудоспособности граждан развивать систему медицинской профилактики" и повышать качество медицинского обслуживания.
Ранее законопроект прошел обсуждение в комитетах-соисполнителях. 16 июля комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал палате принять документ в первом чтении. Принять его рекомендовал и комитет по охране здоровья. Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока накануне поддержал концепцию правительственного законопроекта об изменении пенсионной системы, высказав ряд предложений (например, о введении повышающего коэффициента для пенсий дальневосточников), которые предлагается учесть ко второму чтению документа.
Ярослав Нилов напомнил, что документ после его внесения в Госдуму был направлен на отзывы в регионы. По его словам, на данный момент 78 регионов прислали в комитет документы, в которых "представлена позиция либо только законодательных собраний, либо только губернаторов, либо и тех, и других". При этом, как пояснил глава комитета, консолидированное мнение, то есть позицию и заксобрания, и главы региона, представили 60 субъектов РФ. "Ни одного отрицательного заключения не поступило на законопроект", - добавил Нилов.
Как отмечается в обзоре Фонда "Петербургская политика", всего 12 регионов РФ воздержались от публичной оценки пенсионной реформы - Москва, Дагестан, Чечня, Якутия, Камчатский край, Владимирская, Иркутская, Кемеровская, Омская, Орловская, Ярославская области и Еврейская автономная область. Все остальные субъекты поддержали законопроект. Наибольшую поддержку реформе оказали Алтай, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Алтайский и Приморский края, Архангельская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Саратовская и Томская области, пишет РБК.
Напомним, законопроект, который правительство внесло в Госдуму 16 июня, предусматривает постепенное повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (к 2028 году) и до 63 лет для женщин (к 2034 году). Сейчас пенсионный возраст для мужчин и женщин составляет 60 и 55 лет соответственно.
Как отмечал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, проект пенсионной реформы представляется радикальным. "Прежде всего, запланированный итоговый пенсионный возраст для мужчин на сегодняшний день превышает показатели средней продолжительности здорового периода жизни. Согласно этому показателю, российские мужчины остаются в состоянии здоровья примерно до 62 лет, а вероятность дожития по текущим показателям до пенсионного возраста в 65 лет для работающих мужчин будет ниже 40%, это очень мало. Не предложено до сих пор решения проблемы обеспечения занятости лиц старших возрастов – по сути, переходный период означает, что в эти годы на пенсию будет выходить в половину меньше людей, следовательно, экономике нужно будет рождать каждый год не меньше 300 тыс новых рабочих мест. Нет ответа, как и за счет чего это будет обеспечено", - обращал внимание он.
"Главная проблема, которая сразу же возникнет, – каким образом, за счет каких доходов люди будут себе обеспечивать жизнь. Свободных вакансий в экономике практически не существует. То есть, подчеркну, проблема даже не в кратком переходном периоде, а в самом решении повысить возраст выхода на пенсию так сильно. На сегодняшний день рисков от этого проекта реформы значительно больше, чем пользы. Да, бюджет получит определенную экономию, но эта экономия будет временного характера, а дальше начнут нарастать расходы, связанные с социальным обеспечением тех граждан, которые будут иметь низкие доходы. Из-за притока дополнительной рабочей силы на рынок труда заработная плата, как правило, остается на месте, инфляция растет, а покупательная способность населения падает – вот и рост бедности в связи с высоким пенсионным возрастом", - пояснял Александр Сафонов.