Конвенция о правовом статусе Каспийского моря может быть подписана в 2016 году на Пятом каспийском саммите, который состоится в Казахстане. Об этом рассказал статс-секретарь, заместитель главы МИД РФ Григорий Карасин на выездном совещании МИД по Каспийскому направлению в Астрахани.
"Переговоры по проекту конвенции ведут пять суверенных государств. Все стороны едины в том, что этот документ не может быть написан под диктовку кого-то одного из участников. Когда стороны придут к консенсусу по всем его ключевым разделам, работа будет завершена", - приводит его слова ТАСС.
Большая часть текста при этом согласована, добавил Карасин.
"С опорой на достигнутые договоренности президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул предложение постараться согласовать проект конвенции к следующему, пятому каспийскому саммиту, который - как сигнализируют наши партнеры - можно было бы провести на казахстанской земле в 2016 году. Мы целиком и полностью разделяем такой подход и настроены на достижение максимального результата", - указал дипломат.
Кроме того, сейчас идут переговоры по поводу протоколов о сотрудничестве по линии пограничников, антинаркотических и некоторых других ведомств. Также разрабатывается план практической реализации соглашения по преодолению ЧС на Каспии, который был принят в прошлом году.
"К следующей встрече в верхах - в Казахстане может быть подготовлен солидный пакет итоговых документов, которые пополнят растущую правовую базу механизма "каспийской пятерки", - заключил замминистра.
Эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на отсутствие в официальных заявлениях конкретных слов об итоговом правовом статусе Каспия. "В последнее время часто говорят о том, что саммит в 2016 году в Астане будет прорывным, однако есть сомнения в этом, так как за словами, что вот-вот удастся договориться, не делается никаких намеков на то, каким образом, по какой формуле будет достигнута договоренность. Существуют противоречия по разделу южной части моря, территориальные вопросы между Ираном и Азербайджаном, Азербайджаном и Туркменистаном – и иранская сторона пока не поддерживает территориальный раздел Каспия, как это было сделано в северной части моря", - заметил Притчин.
По словам эксперта, есть и другие до сих пор не закрытые темы для переговоров. "Территориальный вопрос ключевой, но имеются еще ряд вопросов, по которым до сегодняшнего дня сторонам не удалось договориться, в частности, тематика безопасности. Да, есть рамочные декларации и соглашение по обеспечению невоенной безопасности, однако на сегодняшний день сторонам пока не удалось договориться о том, каким именно образом будет совместно обеспечиваться безопасность в регионе Каспийского моря", - пояснил он.
Тем не менее, по словам Притчина, уже IV Каспийский саммит в Астрахани заложил серьезные предпосылки для того, чтобы договориться по всем направлениям. "Определение правового статуса Каспия к 2016 году вполне реально, просто предстоит очень непростая переговорная работа. Мы все рассчитываем, что удастся договориться, несмотря на существующие в течение многих лет сложности. Есть оптимизм, который внушает определенные надежды на то, что сторонам удастся прийти к консенсусу", - заключил эксперт.
Со своей стороны главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев выразил мнение, что шансов на закрытие темы о правовом статусе Каспия с каждым годом становится все больше. "Безусловно, шансы есть. Еще до саммита в Астрахани говорили, что будет определенный прорыв. В принципе, он был, поскольку подвижки в решении этого долгоиграющего вопроса уже намечались. Однако, как мы видим, в Астрахани этот документ не был подписан. Были намерения, но документ так и не подписали. Примерно то же самое было и до саммита Баку", - сказал эксперт.
При этом он обратил внимание на то, что ситуация в Каспийском регионе не стала напряженней. "Несмотря на то, что ряд аналитиков говорил о растущей милитаризации Каспия, о возможных противоречиях между странами, мы видим, что ситуация стабильная. Дипломаты всех прикаспийских стран демонстрируют адекватность. Кроме того, есть определенные подвижки в санкционных вопросах у Ирана. Так что шансов, что что-то произойдет, стало больше", - отметил политолог, добавив, что Казахстан особенно в этом заинтересован, поскольку по нынешним раскладам ему достанется более 30% прикаспийской акватории.
Говоря о крупных международных форумах, проводимых в Астане, Полетаев заметил, что казахстанские власти заинтересованы в том, чтобы на встречах, которые проходят именно в столице Казахстана, был достигнут результат. "Можно вспомнить саммит ОБСЕ в 2010 году, когда стороны очень долго не могли подписать Астанинскую декларацию, но все-таки поздним вечером она была подписана именно благодаря настойчивости казахстанских политиков", - заключил главный редактор журнала "Мир Евразии".