Вестник Кавказа

"Армении недостаточно гарантий России"

"Армении недостаточно гарантий России"

Соглашение о всестороннем и расширенном партнерстве Армении и Евросоюза – последний шаг Еревана в западном направлении до смены власти – досталось в наследство команде Пашиняна как одна из точек напряжения в отношениях Армении с Россией. О том, в какой контекст оказалось помещенным это соглашение после "бархатной революции", как оно влияет на поведение Еревана и как на него реагирует Россия в новых условиях, "Вестник Кавказа" побеседовал с директором Института актуальной экономики, лидером движения "Новая Россия" Никитой Исаевым.

Никола Пашиняна в любом случае очень непростая задача. С одной стороны, он должен соблюдать обязательства как участник Евразийского экономического союза. С другой стороны, он видит, что Москва, являясь основным действующим лицом в ЕАЭС, меньше обеспечивает гарантий экономической безопасности Армении, чем могла бы. К примеру, речь о повышении с 1 января ставки по отпуску природного газа для Армении и неудавшейся попытке Никола Пашиняна в рамках переговорного процесса с Россией договориться как минимум о фиксации действующей ставки. Армения является несамодостаточным с точки зрения экономического развития государством, и, разумеется, в таких условиях Никол Пашинян ведет переговоры с другими потенциальными центрами экономической безопасности, которые могли бы обеспечить развитие Армении сегодня", - обратил внимание он.

"При этом у Никола Пашиняна уже нет времени на раскачку, от него требуют определенных ответов, ведь он является полномочным премьер-министром, поддержанным ведущей парламентской партией. Естественно, что другими центрами экономической безопасности, к которым он может обратиться, являются США, отчасти Франция, в целом Евросоюз плюс Китай, из них в США и Франции живут наибольшие армянские диаспоры. Поскольку Россия в силу бюджетных ограничений, изоляции и санкционного давления все меньше становится способна обеспечивать поддержку, нужную современному, взявшему курс на экономические реформы Еревану, это обстоятельство будет очень сильно торпедировать присутствие Армении в ЕАЭС и усиливать сближение с ЕС. Этим ведь занимался и предыдущий президент и премьер-министр Серж Саргсян, на счету которого и ассоциативные документы с ЕС и НАТО, и участие страны в "Восточном партнерстве", откровенно направленном против РФ", - напомнил Никита Исаев.

Россия, подчеркнул директор Института актуальной экономики, разумеется, не будет спокойно смотреть на то, как Ереван постепенно уходит на Запад. "Россия в любом случае заинтересована в устойчивости экономического союза, созданного на своей базе, то есть Евразийского экономического союза. Позиция России по исполнению Ереваном соглашения с ЕС заключается в требовании строгого соблюдения условий ЕАЭС. Тут характерен пример Украины – когда Киев начал активное движение в сторону ЕС, Россия на этом основании отменила обнуленные пошлины", - указал эксперт.

Напомним, официальную российскую позицию по Соглашению Армении и ЕС в интервью "Коммерсанту" 26 декабря 2017 года озвучил замглавы МИД РФ Григорий Карасин. "К нашим соседям и союзникам мы относимся всегда как к людям, у которых есть свои взгляды на жизнь и внешнюю политику. Наши соседи являются суверенными государствами, это касается и союзников по ОДКБ, ЕАЭС. Понятно, что в современную эпоху они развивают разновекторные контакты, это вполне естественно в XXI веке. Мы никогда не ставили своих соседей и союзников перед выбором, с кем вы: "с нами или с ними". Но мы вправе рассчитывать на приоритет отношений союзнических. Кроме того, договоренности, которые подписываются в других форматах, включая "Восточное партнерство" ЕС, не должны нарушать обязательств, о которых мы уже договорились", - подчеркивал он.

Доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян вскоре после заключения Соглашения Армении и ЕС объяснял, что в том виде, в котором документ был подписан, он не является соглашением о Евроассоциации. "Россия согласилась, что в том виде, в котором соглашение будет подписано, оно не будет ущемлять обязательства Армении ни по ОДКБ, ни по евразийскому направлению. Армения, на самом деле, продолжит зависеть от России в том же объеме, что и прежде. Об уходе на Запад речь не идет. Да, значительная часть армянского внешнеторгового оборота приходится на Европу, но в политическом, оборонном и инвестиционном плане Армения полностью зависит от Москвы – соглашение с ЕС не "разбавляет" политико-оборонную зависимость Армении от России. Смысл и важность соглашения в том, что оно смягчит армянское недовольство чрезмерной зависимостью страны от РФ", - рассказывал он за пять месяцев до "бархатной революции".

"Других стран, способных гарантировать безопасность Армении, нет, и власти понимают, что этот запрос общества реализовать на практике объективно невозможно. Однако возможно "бросить косточку" гражданам, показать, что Ереван заключил с Европой соглашение и добился, таким образом, диверсификации, которой желает население. Это я и называю "виртуальной диверсификацией": все считают, что диверсификация есть, а на самом деле ее нет и не может быть. Развитие экономических отношений, безусловно, будет, возможно, в Армению придут какие-либо европейские инвестиции. Но опять же, ни Европа, ни США, ни любое другое государство не способно заменить Москву в том комплексе связей, который Россия имеет с Арменией. Конечно, никто не мешает Еревану отказаться от контактов с Москвой, но только в том случае, если он захочет самоубиться. Смена внешнеполитического курса станет последним серьезным внешнеполитическим актом со стороны Армении", - предупреждал Геворг Мирзаян.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко в преддверии подписания Соглашения Армении и ЕС предупреждал, что оно обернется "политической спекуляцией", в которой Запад преследует две цели. "Первая цель – максимально размыть Евразийский экономический союз, ведь если допустить, что Армения будет членом и там, и там, рухнет вся таможенная система ЕАЭС, произойдет подрыв его базовых основ. Вторая цель – это попытка поддержать антироссийский сегмент внутри Армении с целью будущей провокации антироссийского майдана под лозунгом выхода Армении из ОДКБ и ЕАЭС", - обращал внимание он, добавляя, что действовавшее в то время руководство Армении попытается использовать документ как разменную карту в политических торгах с Россией.

"Россия для Армении близко, а Евросоюз далеко. Транзит товаров Армении проходит, в основном, через российскую территорию, а не через какую-либо другую, ключевой рынок для поставки армянских товаров на сегодняшний день – Россия. В сфере безопасности Россия дает гарантии Армении, это было еще раз подтверждено на ереванском саммите ОДКБ в прошлом году. В случае дрейфа Армении на Запад Армения может всего этого лишиться. Пока что историю с соглашением об ассоциации армянское руководство использовало только как торг в отношениях с Россией, но, если они действительно выйдут на серьезный уровень в данной теме, это может взорвать всю стратегическую ситуацию в регионе", - отмечал Алексей Фененко.

Глава Института Каспийского сотрудничества Сергей Михеев прямо говорил в те дни, что угрозы от ассоциации Армении с Евросоюзом для России и российско-армянского сотрудничества такие же, как и в случае с Украиной. "Смысл "Восточного партнерства" и Евроассоциации один – втягивание той или иной страны в орбиту влияния западных держав, в данном случае, Евросоюза. В целом это способствует конкуренции российского и европейского влияния на территории той страны, которая в эту систему вступает. Политический смысл все тот же: экспансия европейского и западного в целом влияния на восток, на страны постсоветского пространства", - подчеркивал эксперт.

"Все, что предлагает Евросоюз – это, в основном, обещания, такая политическая мода на соответствие демократическим стандартам и прочие разговоры. По существу какие-либо виды сотрудничества предлагает только Россия. В итоге Армения в будущем по-прежнему будет пытаться "служить двум богам": поддерживать связи с Россией, одновременно пытаясь делать реверансы в сторону Европы. Такова сложившаяся на сегодняшний день тактика армянской политической элиты, поскольку, с одной стороны, в экономическом и военном плане Армения без сотрудничества с Россией обойтись не может, а с другой стороны, давление со стороны европейских и американских армянских диаспор в политическом плане тянет республику в сторону Запада", - заключал Сергей Михеев.

24590 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября