После сочинских переговоров президентов России и Турции Владимира Путин и Реджепа Тайипа Эрдогана председатель правления ПАО "Газпром"" Алексей Миллер заявил, что с начала года компания увеличила поставки российского газа в Турцию на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 24,8 млрд кубов, назвав этот факт ″наглядным подтверждением востребованности газопровода "Турецкий поток", строительство которого идет полным ходом″. Этой весной "Газпром" начал строительство морского участка газопровода у российского побережья Черного моря. Проект предполагает строительство газопровода через море до европейской части Турции и далее к границе с Грецией.
Доцент кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ Павел Шлыков рассказал о том, как выстраивается диалог России и Турции по Черному морю, а также о проблемах, существующих в черноморском регионе.
- Насколько эффективным вам представляется взаимодействие Москвы и Анкары на Черном море?
- Существует много измерений этого сотрудничества. Реализация крупных транспортно-энергических проектов идет, пусть и медленно. Мы видим реализованные проекты "Голубого потока", нереализованный "Голубой поток-2", мы видим реализуемый на сегодняшний день "Турецкий поток", пусть и не в том формате, в котором это было бы гораздо более интересно для России, я имею в виду сокращение его до одной ветки. Есть нестыковки в интересах и подходах к безопасности. Турция все-таки член НАТО. Об этом нельзя забывать, даже несмотря на ее готовность закупать вооружение у России, комплексы С-400. Анкара остается составным элементом той системы безопасности, которую Североатлантический альянс выстраивает на Черном море. А Черное море на сегодняшний день - это зона столкновений интересов Запада и России, причем выражается это в росте милитаризации региона. Обратите внимание на наращивание группировки Черноморского флота и на то, как российские военные оценивают значение Крыма, Севастополя и Черноморского флота, на то, что российские военные говорят о перспективах размещения боеголовок на кораблях Черноморского флота. Им отвечают такой же растущей милитаризацией черноморские страны, которые вошли в Евросоюз. Рост напряженности - реалия черноморского региона последних лет.
- Что, по-вашему, помогло бы снизить напряженность в регионе?
- Одним из таких шагов могло бы стать создание там эффективной международной организации, которая могла бы способствовать, кстати, и урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, и налаживанию контакта между Россией и черноморскими странами, ранее входившими в Варшавский договор, а ныне ставшими членами Евросоюза и НАТО. Такой международной организации, релевантной региону и релевантной тем сложностям, которые существуют - нет. Организация черноморского экономического сотрудничества - больше экономическая. Евросоюз - слишком большой, кроме того, у России слишком большое недоверие к его потенциальной роли в разрешении ситуации черноморского региона. НАТО - не очень подходит в роли такой международной организации. Россия что может предложить? ОДКБ, ЕАЭС - воспринимаются странами региона как инструменты внешней политики России. На мой взгляд, главное, что отличает ситуацию в черноморском регионе и не позволяет найти компромиссные решения существующих проблем - отсутствие эффективных международных организаций в решении конфликтных ситуаций и дефицит доверия.
- Россия могла бы создать такую организацию?
- Россия создает международную организацию, которая в том числе направлена на решений конфликтных ситуаций, на экономическую интеграцию. Для малых стран черноморского региона гиганты вроде НАТО, ЕС, РФ - сложные партнеры, которые могут навязать свою волю небольшим государствам. Однако у малых стран вряд ли получится навязать взаимоприемлемый формат сотрудничества таким гигантам. Это реальная политика. Она и создает проблему отсутствия релевантных международных структур для этого региона.