В сентябре должна пройти встреча глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна для обсуждения карабахской проблематики. Предыдущая встреча глав внешнеполитических ведомств проходила 11 июля в Брюсселе при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Игорь Попов от России, Стефан Висконти от Франции и Эндрю Шофер от США). Директор Института актуальной экономики Никита Исаев рассказал "Вестнику Кавказа" о том, можно ли ожидать изменений в позициях сторон после состоявшегося недавно российско-американского саммита и саммита НАТО.
- Какая из стран Южного Кавказа – Азербайджан или Армения - получит преимущества в результате встречи Североатлантического альянса на высшем уровне в Брюсселе и хельсинкских переговоров Владимира Путина и Дональда Трампа?
- И брюссельский саммит, и встреча Путина и Трампа, и G7, и другие встречи, которые идут на высшем уровне, разумеется, косвенно затрагивают эту проблемную тему. Южный Кавказ может стать существенной геополитической проблемой и пороховой бочкой. Для России Закавказье считается воротами на Ближний Восток, поэтому вопрос стабильности там, безусловно, важен.
Визит премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюссель, на мой взгляд, стал демонстрацией определенного геополитического выбора. Хотя Пашинян не вел переговоров с Трампом, демонстрация их совместных фотографий, думаю, должна считаться неким маркером определенного статуса отношений.
Должен заметить, что против добрых российско-армянских отношений сейчас играют активно различные группы. Мы видим приезд так называемых оппозиционных российских СМИ в Ереван, имеется в виду главный редактор "ЭХО Москвы" Алексей Венедиктов. Несмотря на принадлежность «ЭХО Москвы» к структурам «Газпром-Медиа» (напомню, что генеральным директором субхолдинга "Газпром-медиа развлекательное телевидение" является Артур Джанибекян) пусть и прямо не работающий по политической линии, но факт в том, что одна из структур "Газпрома" играет на повестку отторжения России и Армении. Есть серьезная задача отторгнуть Армению от России. Причем это не касается усиления дружеских отношений между Россией и Азербайджаном, речь идет именно о российско-армянских отношениях.
В целом все, что происходит на протяжении последних лет, с момента начала затяжного конфликта на Ближнем Востоке, это поднятие вистов перед большой геополитической сделкой, которая может состояться, в том числе с использованием большой войны.
Сюда вписываются заключение коалиций, обмен ударами, попытка помериться силами. Основными игроками выступают США, Китай, Евросоюз. А внутри Евросоюза – еще присутствующая в нем Великобритания, Германия, возможно Франция, которая, кстати, по вопросу Армении играет важную роль в силу наличия там армянской диаспоры.
Саммит НАТО продемонстрировал отсутствие единой линии между участниками альянса. Дональд Трамп фактически сорвал вторую встречу схожего формата, первой была недавняя встреча в Канаде G7. Саммит НАТО определенным образом демонстрирует отсутствие единства - вряд ли стоит ожидать каких-то единых военных операций по линии Североатлантического альянса. За этот блок сейчас держатся только Прибалтийские страны, которые ожидают "экспансии России" на свою территорию.
- Сегодня Трамп продолжает линию по поддержке Азербайджана, учитывая запасы нефти в этой стране, развитие энергетических проектов и памятуя о противостоянии с Ираном. Интересна ли США Армения?
- Не думаю, что здесь США будут делать выбор в пользу той или иной стороны. Действительно, Обама в целом больше поддерживал Азербайджан и интересы энергетического сектора, но Дональд Трамп вряд ли будет делать явную ставку. Карабахский конфликт для США при всех президентах был и остается элементом давления на Россию, сохранения хаоса на этой территории. Интересы бизнеса появятся, когда Азербайджан станет ключевым транзитером, хабом для реализации газовых и нефтяных потоков в кавказском регионе, смычкой со Средней Азией, на которую оказывает влияние Китай.
- На саммите в Брюсселе министр обороны Армении встретился с помощником замминистра обороны США, а министр обороны Азербайджана - с министром обороны США. О чем говорит разный уровень представительства?
- Это тонкости протокола, на них всегда нужно обращать внимание. Тонкости протокола впоследствии реализуются в политическую позицию или становятся продолжением политической позиции. В данном случае уровень встреч, которые происходили практически одновременно, говорит о том, что отношения с Азербайджаном имеют более приоритетное значение, во всяком случае, на этом этапе.
- Какова вероятность ускорения процесса мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта при условии налаживания отношений между Россией и США?
- Эта вероятность достаточно высока. Как только отношения США и России войдут в комфортную историю, большинство существующих замороженных, тлеющих или реальных вооруженных конфликтов по периметру РФ или на постсоветском пространстве могут быть разрешены. Но, на мой взгляд, преждевременно говорить о подобных договоренностях. Тем более если они состоятся, Россия пожертвует другими своими обязательствами на других направлениях, например на китайском направлении, где от России будут требовать существенных элементов сдерживания в интересах коллективного Запада.