Вестник Кавказа

Семь фактов о Туринской плащанице

History.com
Семь фактов о Туринской плащанице

В минувшее воскресенье перед телекамерами в кафедральном соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине была выставлена и одна из наиболее известных церковных реликвий — туринская плащаница, демонстрируемая только в исключительных случаях. Это полотно длиной 4,3 м и шириною 1,1 м несколько столетий хранится в соборе Турина. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов. В расположении этих пятен угадываются очертания человеческой фигуры и мужского лица с бородой и с длинными волосами. Предание гласит, что это плащаница Иисуса Христа.

History.com в материале The Shroud of Turin: 7 Intriguing Facts пишет, что вызывающее полемику полотно впервые было обнаружено в 1350-х годах и теперь доступно для онлайн-просмотра. Одни считают плащаницу подлинным погребальным саваном Иисуса Христа. Другие расценивают ее как религиозную святыню, отражающую историю Христа, но не обязательно являющуюся оригинальной плащаницей. Спустя более 600 лет после первого упоминания Туринской плащаницы в исторических документах, она остается важным религиозным символом для христиан всего мира.

1. Плащаница впервые была обнаружена в средневековой Франции.

Согласно самым ранним историческим записям о Туринской плащанице, реликвия находилась во французском Лире в 1350-х годах. Французский рыцарь Жеффруа де Шарни представил его настоятелю церкви как подлинный погребальный саван Иисуса. Нет сведений о том, как плащаница оказалась у де Шарни и где она находилась после похорон Христа.

2. Вскоре папа римский заявил, что это не настоящая историческая реликвия.

Плащаница, выставленная на обозрение в церкви Лире, начала привлекать много паломников и, соответственно, денег. Однако многие видные церковные деятели скептически относились к ее подлинности. Около 1389 года епископ французского Труа Пьер д'Арцис отправил сообщение папе Клименту VII, в котором утверждалось, что некий художник признался в создании полотна. Кроме того, д'Арцис утверждал, что настоятель церкви в Лире знал о подделке, но все равно использовал ее для сбора денег. Папа заявил, что плащаница не является истинной погребальной одеждой Христа, но разрешил церкви в продолжать показывать плащаницу, если та признает, что она является рукотворной иконой, а не исторической реликвией. Сегодня папа Франциск также называет плащаницу ”иконой”. 

3. Внучку де Шарни отлучили от церкви за то, что она продала полотно итальянской королевской семье.

В 1418 году, когда Столетняя война грозила перекинуться на Лире, внучка Жеффруа де Шарни Маргарет де Шарни и ее муж предложили спрятать плащаницу в своем замке. Муж написал расписку, признавая, что ткань не является подлинным погребальным саваном Иисуса, и обещая вернуть плащаницу, как только станет безопасно. Однако де Шарни отказалась вернуть полотно и взяла с собой в путешествие, заявляя о том, что это настоящее погребальное одеяние Иисуса. В 1453 году Маргарет де Шарни продала плащаницу в обмен на два замка Савойской королевской семье, управлявшей частями современной Франции, Италии и Швейцарии (позже семья заняла итальянский трон). В качестве наказания за продажу плащаницы де Шарни была отлучена от церкви. 

4. До того, как плащаница оказалась в Турине, она чуть не сгорела в пожаре.

В 1502 году Савойский дом разместил плащаницу в часовне Сент-Шапель в Шамбери, которая теперь является частью Франции. В 1532 году в часовне вспыхнул пожар. Часть серебра в контейнере, защищающем саван, расплавилась, и попав на саван, прожгла в нем дыры. Следы от огня и пятна от воды на плащанице заметны и по сей день. В 1578 году дом Савойи перенес плащаницу в собор Иоанна Крестителя в Турине, который впоследствии стал частью Италии. С тех пор реликвия хранится там, за исключением периода Второй мировой войны, когда Италия перевезла ее на хранение.

5. Было проведено много научных исследований о подлинности плащаницы.

Несмотря на то, что папа Климент VII объявил реликвию подделкой более 600 лет назад, спорам о подлинности плащаницы нет конца. Начиная с XX века, эксперты по обе стороны дебатов начали подкреплять свои аргументы научными исследованиями. В 1970-х годах исследовательский проект ”Туринская плащаница” заявил, что маркеры на ткани соответствует распятому телу и что пятна были настоящей человеческой кровью. В 1988 году одна группа ученых заявила, что плащаница была создана в период между 1260 и 1390 годами, а согласно данным другой группы ученых, полотно датируется между 300 годом до н. э. и 400 г. н.э. В 2018 году исследователи использовали методы судебной экспертизы с целью доказать, что пятна крови на полотне не могли принадлежать Христу.

6. Плащаница защищена пуленепробиваемым стеклом.

Меры безопасности в отношении Туринской плащаницы беспрецедентны. Реликвия редко демонстрируется публике, охраняется камерами наблюдения и пуленепробиваемым стеклом. Последняя мера безопасности оказалась препятствием для пожарных в 1997 году, когда в соборе Святого Иоанна Крестителя начался пожар. Спасателям пришлось пробить четыре слоя пуленепробиваемого стекла, чтобы спасти полотно.

7. Плащаница в эпоху цифровых технологий.

В апреле 2020 года туринский архиепископ Чезаре Носилья объявил, что в свете проблем, спровоцированных COVID-19, люди во всем мире смогут увидеть Туринскую плащаницу на Пасху в онлайн-режиме. В четверг накануне праздника Италия сообщила о 143 626 случаях заболевания коронавирусом и 18 279 смертельных исходах. Архиепископ Носилья сказал, что тысячи людей во время глобального кризиса попросили его обеспечить прямую трансляцию плащаницы, которая в последний раз публично демонстрировалась в 2015 году. 

29675 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ