Учреждения исламского Возрождения
Исследователи считают основанные персидским ученым и великим визирем сельджукской империи Низамом аль-Мульком медресе Низамия учреждениями исламского Возрождения. Эти медресе появились в XI веке и стали одними из первых хорошо организованных высших учебных заведений в исламском мире, а качество образования было настолько высоким, что они были известны в Европе.
Как преподавали в медресе?
В медресе не было обязательной учебной программы, согласно которой ученые вели бы занятия. Профессора непосредственно определяли принципы обучения и выдавали "иджаза" (лицензию) на передачу определенных знаний. Ее получали студенты, достигшие высокого уровня.
Эти документы, написанные профессорами, включали информацию о том, какие книги читал студент, в каких областях науки он приобрел знания и какие курсы он мог бы преподавать, а также имена предыдущих получателей иджаза. Благодаря таким документам, выпущенным османскими медресе, можно проследить цепь ученых, восходящую к Фахруддину ар-Рази.
Что изучали студенты?
Сначала студенты медресе читали и запоминали Коран. Знание арабского языка, а также его литературного наследия считалось важным качеством османского интеллектуала, а изучение Корана помогало заложить эту основу.
Арабский был общим академическим языком исламского мира. Наиболее часто изучаемыми в медресе книгами были работы по арабской грамматике, а также словари.
После этого в медресе изучались книги по методологии, астрономии, геометрии, исчислению и логике, которые также формировали у учащихся методологическое мышление.
Что касается литературных работ, то в медресе в первую очередь изучали диваны - сборники стихов. Иногда этот предмет был для студентов отдыхом между изучением серьезных дисциплин.
Как играли студенты медресе?
В перерывах между занятиями и по вечерам студенты обсуждали литературу и устраивали поэтические конкурсы. Так, один ученик читал двустишие, выбранное наугад из сборника стихов, а другой должен был подобрать произведение, начинающееся с последней буквы стихотворения предыдущего ученика. Таким образом, студенты проверяли свои навыки запоминания. В случае ничьей поэт должен использовать последний слог последнего слова оппонента. На некоторых конкурсах читались тысячи куплетов.
Что читали студенты медресе?
Чаще всего преподавались книги персидского поэта Саади Ширази "Бустан" ("Сад") и "Гулистан" ("Розовый сад"). Также к числу наиболее популярных литературных произведений в медресе были "Диван" поэта Джами и "Маснави" поэта-суфия Джалаладдина Руми.