Азербайджан и Армения
8 августа в Вашингтоне Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян при посредничестве президента США Дональда Трампа подписали историческое соглашение, открывающее путь к мирному договору между государствами, которые несколько десятилетий находились в состоянии войны. Первая Карабахская война закончилась в 1994 году перемирием, и стороны включились в череду бесполезных переговоров, которые длились до 2020 года, когда началась Вторая Карабахская война и Азербайджан освободил свои международно признанные территории.
После этого в процессе возник определенный вакуум, заполненный лишь три недели назад вашингтонскими документами, и мирное соглашение не было подписано только по одной причине: в конституции Армении по-прежнему есть положение, которое ставит под сомнение территориальную целостность Азербайджана. Как только это положение будет изъято из армянской конституции, мирный договор будет подписан, что откроет новые возможности для Южного Кавказа и для более широкого региона Центральной Азии и Ближнего Востока.
Говоря о том, может ли Ереван в случае каких-нибудь внутриполитических изменений отказаться вносить поправку в конституцию, Ильхам Алиев заметил, что такое может произойти лишь в результате внешнего вмешательства и серьезно ухудшит отношения между Арменией и США, поскольку документы, подписанные в Вашингтоне, стали для Армении гарантией мира и стабильного развития.
Вторым условием для подписания мирных соглашений был роспуск Минской группы ОБСЕ, созданной в 1992 году для урегулирования карабахского конфликта. Сейчас Армения официально признает Карабах частью Азербайджана, поэтому конфликт исчерпан и юридическое существование Минской группы уже неоправданно. По большому счету, Армения и Азербайджан признают территориальную целостность друг друга и будут планировать свое будущее взаимодействие на основе этого фундаментального принципа международного права.
Маршрут Трампа
8 августа в Вашингтоне также было подписано заявление о разблокировке транспортных коммуникаций. Речь идет о транспортном коридоре, который свяжет основную часть Азербайджана с Нахчываном и будет называться "Маршрут Трампа для международного мира и процветания".
Комментируя этот проект, Ильхам Алиев рассказал, как в первые месяцы советизации Азербайджана он был разделен на две части - на основную часть и Нахчыван, между которыми находился Западный Зангезур. В советское время это не было проблемой, потому что не было ни границ, ни войн. Люди могли свободно добираться на автомобилях или по железной дороге из основной части Азербайджана в Нахчыван. Однако с началом карабахской войны Армения отрезала от Азербайджана линию сообщения с его автономией. После окончания войны в 2020 году в течение почти пяти лет велись переговоры о маршрутах связи, но безуспешно. В Баку исходили из того, что для безопасности граждан Азербайджана, которые будут пересекать территорию Армении, должны быть обеспечены международные гарантии безопасности. Так и появился TRIPP - Маршрут Трампа для международного мира и процветания.
Уверен, что он будет реализован в ближайшее время. Что касается строительства физической инфраструктуры, я имею в виду железную дорогу, это не должно занять много времени, потому что протяженность маршрута составляет всего 42 километра. Если бы мы это строили, мы бы сделали это за год, поскольку у нас больше опыта в строительстве железных дорог. Армении же, возможно, потребуется еще несколько лет
- Ильхам Алиев
При этом он подчеркнул, что речь идет не только о соединении между собой частей Азербайджана, а о строительстве нового транспортного маршрута.
Сегодня Срединный коридор, а точнее, одна из его ветвей начинается в Азии и проходит через Каспийское море, через Азербайджан в Грузию и далее - в Турцию и Европу, а также в грузинские морские порты. Это единственный способ соединить Азию с Европой через Азербайджан. Таким образом, Зангезурский коридор, или TRIPP, станет альтернативой. Второй коридор будет проходить через территорию Армении, которая начнет получать транзитные сборы от перевозок.
Интересно, что пока Армения блокировала открытие Зангезурского коридора, Азербайджан договорился с иранским правительством о строительстве объездной дороги по иранской территории, и она была названа Аразским коридором, по названию реки Араз. Этот проект уже находится в стадии реализации. Когда откроется коридор через Армению, у Азербайджана будет два пути и больше возможностей для доставки грузов как через Иран, как и через Армению.
МТК Север – Юг
На вопрос, не повлияет ли негативно Зангезурский коридор на работу транспортного коридора Север-Юг, Ильхам Алиев ответил отрицательно, объяснив это тем, что Север-Юг изначально был запланирован и спроектирован идущим с севера: Северная Европа, Россия, Азербайджан, Иран, Персидский залив - по прямой линии, и он проходит по территории Азербайджана, частично по берегу Каспийского моря. Сейчас есть полное железнодорожное и автомобильное сообщение между российской и иранской границами. Недостающая часть находится на территории Ирана.
Сообщение между Севером и Югом может пройти и через Зангезур: маршрут может протянуться из Северной Европы в Россию, в Азербайджан, а затем из Азербайджана в Зангезур, затем в Нахчыван, а из Нахчывана есть железнодорожное сообщение с Ираном, которое пролегает к Персидскому заливу. Словом, Зангезурский коридор будет не только транспортным коридором Восток-Запад, но и транспортным коридором Север-Юг.
Азербайджан и Россия
Несмотря на перспективы совместных проектов, между Россией и Азербайджаном все еще сохранятся напряженность, вызванная трагедией с самолетом «Азербайджанских авиалиний», который, выполняя рейс по маршруту Баку—Грозный, потерпел крушение в результате «внешнего физического и технического воздействия».
Ильхам Алиев признал, что нахождение самолета в зоне работы российской системой противовоздушной обороны было трагической ошибкой, привлекшей обострение межгосударственных отношении. В качестве примера выхода из подобных ситуаций Ильхам Алиев привел трагическую историю, случившуюся в ходе Второй Карабахской войны.
В последний день войны, 9 ноября 2020 года, Азербайджан случайно сбил российский вертолет, который неожиданно приблизился к границе Азербайджана с территории Армении. В тот же день президент Азербайджана позвонил президенту России и принес извинения. Кроме того, Баку выплатил компенсации семьям погибших пилотов и Министерству обороны России. Также незамедлительно началось расследование, и те, кто допустил трагическую ошибку, были привлечены к ответственности.
Такого же отношения к себе в Баку ожидали и после трагедии с азербайджанским самолетом в конце прошлого года, однако пока ситуация так и не разрешилась.
Две страны называют себя друзьями… Мы не хотели ухудшения этих отношений. Мы ждали, что рано или поздно расследование закончится…
- Ильхам Алиев
***
Сегодня народы России и Азербайджана ждут скорейшей и полной нормализации связей между двумя странами, ведь их дружественные отношения устанавливались на протяжении веков. Сегодня русские и азербайджанцы помнят об общем прошлом, говорят на понятном друг другу языке и имеют общий менталитет. Разорвать столь близкие отношения невозможно, поэтому многие убеждены, что руководители обоих государств, сами поднявшие уровень межгосударственных отношений на большую высоту, основываясь на взаимном доверии, обязательно найдут решение возникших вопросов. И в этом нет сомнений.