Султаны - мастера на все руки
Турецкие султаны были не только выдающимися правителями, но еще и мастерами на все руки: одни умело вырезали по дереву, другие делали ювелирные украшения. Султан Мехмед I, например, объединивший османские территории в начале XV века, прослыл мастером по изготовлению луков: он любил охотиться и сам создавал оружие для охоты.
Султан Сулейман Великолепный, управлявший империей в середине XVI и превративший Константинополь в центр исламского мира, был замечательным ювелиром. Он мог часами работать над украшениями, которые затем дарил своей возлюбленной супруге, Хюррем Султан. К сожалению, ни одно из украшений им созданных, не сохранилось до сегодняшнего дня.
Султан Абдул-Хамид II, последний османский правитель, был превосходным плотником. У него была своя мастерская, где он создавал шедевры, которые не могли повторить лучшие из мастеров того времени. Одну из его работ, стол со скрытыми ящиками можно увидеть во дворце Бейлербейи.
Султаны - охотники
Очень многие турецкие султаны были замечательными охотниками. В османской культуре тот, кто владел оружием, сидя на лошади, считался олицетворением силы, власти и мужественности. Одни охотились в дворцовых владениях, другие уходили на охоту, которая продолжалась несколько дней. Иногда свита султана во время охоты составляла до тысячи человек, включая сокольников и янычаров, которые отвечали за охотничьих собак. Охотились в основном на оленей и зайцев. Один из султанов XVII века, Мехмед IV, был настолько увлечён охотой, что даже получил прозвище Охотник.
Султаны - каллиграфы
В Османской империи каллиграфия считалась изысканным изобразительным искусством: султаны не только активно ему покровительствовали, но и сами им занимались. В период расцвета искусств, который получил название Эпоха тюльпанов и длился всего 12 лет с 1718 по 1730 годы, султан Ахмед III вошел в историю как великолепный каллиграф, учившийся у лучших мастеров своего времени. Пример его каллиграфического письма можно увидеть на Фонтане Ахмеда III в стамбульском районе Ускюдар. Другими выдающимися мастерами каллиграфии были султан Мурад IV, Махмуд II и Абдул-Меджид I, чьи каллиграфические работы украшают, в том числе дворец Топкапы.
Султаны-поэты
Поэзия занимала особое место в османской культуре как искусство, которым владеют исключительно образованные люди. Будущие наследники престола получали превосходное образование, и многие из них, став впоследствии правителями Османской империи, выражали свои мысли, тревоги и устремления в стихах. Из 36 султанов 27 были поэтами. Одним из самых известных султанов-поэтов был Сулейман Великолепный: в стихах он рассказывал о своих душевных переживаниях и признавался в любви своей жене Хюррем. Писал Сулейман под псевдонимом Мухибби, что означает ”любящий”.
Султаны-музыканты
В XVIII веке Османская империя оказалась под влиянием западной культуры, в том числе и музыки. Традиционные восточные композиции стали дополняться европейскими мотивами. Среди султанов первым выдающимся музыкантом стал Селим III, 28-й правитель империи, который не только играл на таких музыкальных инструментах как ней и танбур, но также сочинял музыкальные произведения. Всего до наших дней сохранились 64 мелодии, созданные султаном.