Берлинский конгресс. Как это было?

Берлинский конгресс. Как это было?
© Фото: Антон фон Вернер
Когда историки обсуждают предпосылки и причины событий, приведших к началу Первой мировой войны и крушению трех европейских империй, неизбежно встает вопрос о роли и значении Берлинского конгресса в этих сложных процессах.

Одни утверждают, что «после тридцатилетия непрерывных войн Конгресс 1878 года обеспечил 34 года мирного развития Европы». Другие, напротив, усматривают причины мировой бойни начала ХХ столетия в решениях конгресса. Так или иначе, но это было событие громадного масштаба, не уступающее по значимости Венскому и Парижскому конгрессам.

С начала XIX столетия ситуация в балканских провинциях Османской империи поступательно накалялась. 150 лет назад в Боснии началось антитурецкое восстание, которое несколько месяцев спустя распространилось на болгарские земли. В июне 1876 года Сербия и Черногория объявляют войну Турции. Балканы в буквальном смысле этого слова горели. Поражения сербской армии, которую возглавил русский генерал Михаил Черняев, вынудили русское правительство непосредственно вмешаться в конфликт, хотя в Петербурге часть окружения Александра II этой войны явно не желало. Но к этому шагу царя подталкивало и общественное мнение, которое в тот момент испытывало сильное влияние славянофильских идей.

Защита сербов и болгарских «братушек» было, безусловно, благим делом. Проблема, однако, заключалась в том, что четкого представления о том, что именно является конечной целью российской дипломатии в балканском вопросе, официальный Петербург в тот момент не сформировал. В победе не сомневались. Но что дальше? Изначально было понятно, что Лондон не допустит полного разгрома Турции. Но в какой форме Англия будет действовать, чтобы не допустить чрезмерного усиления России? Готова ли Британия воевать против России и кто может стать ее потенциальным союзником в Европе? Это было не ясно.

Для лондонского кабинета было важно, чтобы Россия ни в коем случае не вступала в Константинополь. Исключалась также возможность установления контроля Петербурга над Мраморным морем. Для Лондона и Вены было неприемлемо создание крупного славянского государства на Балканах под фактическим протекторатом России. Очень сложные вводные для царского окружения, накануне принятия решения.

С Австро-Венгрией попробовали договориться еще до начала войны и заключили Рейхстадское соглашение, гарантировавшее нейтралитет Вены в обмен на право оккупации Боснии и Герцеговины. Однако на тот момент между сторонами не было подписано официального протокола. По этой причине остается неясным, насколько стороны действительно договаривались друг с другом об австрийской аннексии Боснии и Герцеговины. К тому же было очевидно, что эти договоренности носят предварительный и очень условный характер. Еще одна секретная конвенция, заключенная в Будапеште в январе 1877 года, содержала более прозрачные положения, но оставляла неразрешенными многие важные детали послевоенного урегулирования.

В любом случае после провала Константинопольской конференции послов, когда коллективными усилиями европейских держав султана попытались побудить к уступкам, прямой конфликт был неизбежен. Но война с Турцией 1877-78 годов шла очень непросто. Турецкая армия была уже не та, что 20-30 лет назад. Расчет на быстрый успех не оправдался, хотя (в отличие от Крымской войны) боевые действия позволили проявить себя целой плеяде блестящих русских генералов.

Все же к февралю 1878 года русские войска стояли уже в 12 километрах от столицы Османской империи. В этот момент Лондон решает вмешаться и вводит эскадру адмирала Горнби в Дарданеллы. Становится очевидным, что занятие русскими войсками Константинополя повлечет за собой войну с Англией. Хотя до конца не ясно, была ли готова Британия воевать или же маневры флота были не более чем инструмент давления на Россию. Уже тогда ряд влиятельных российских дипломатов полагали, что проявление с нашей стороны большей твердости могло заставить британцев отступить. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.

19 февраля 1878 года, был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор с Турцией. Султан признавал независимость Сербии, Черногории, Валахии и Молдавии. Босния и Герцеговина должны были образовать автономную область. Автономное славянское княжество - Болгария получала территории от Дуная до Эгейского моря, от Черного моря до Охридского озера и должна была два года находиться под русским управлением, после чего получить полную автономию. В Закавказье Россия получала Карс, Батум, Ардаган и Баязет. Успех несомненный. Одним из его главных творцов был бывший посол России в Константинополе – граф Николай Игнатьев, поставивший свою подпись под договором. Но все только начиналось.

Реакция Австро-Венгрии и Англии последовала незамедлительно. Вена, а затем и Лондон потребовали немедленного созыва европейской конференции для обсуждения и пересмотра условий Сан-Стефанского мира, ссылаясь на то, что его положения противоречат прежним секретным соглашениям — Рейхстадскому протоколу, Будапештской конвенции и Лондонскому соглашению. Местом встречи первоначально назывался Баден-Баден, но в скором времени появилась новая точка сбора европейских дипломатов – Берлин.

5 (17) марта канцлер Горчаков передает британской стороне меморандум, в котором говорится:

В ответ на сообщенную лордом Лофтусом депешу, которою лорд Дерби отвечал на предложение относительно собрания в Берлине конгресса, честь имею повторить уверение, что прелиминарный договор, заключенный между Россией и Турцией, будет целиком сообщен великим державам… на конгрессе каждая держава будет иметь полную свободу мнений и действий.

Было очевидно, что еще до начала конгресса необходимо договариваться с австрийцами и британцами о взаимных уступках. Иначе встреча в Берлине могла закончиться не начавшись. 30 мая 1878 года посол России в Англии Петр Шувалов и министр иностранных дел Роберт Солсбери достигли соглашения о разделе Болгарии на две части. Первая - признавалась самостоятельным княжеством, которое ежегодно должно платить Турции дань, а Восточная Румелия оставалась в составе Турции. В обмен Лондон признавал за Россией право на присоединение Южной Бессарабии и Батума. 

Однако в самый канун открытия конгресса британский премьер-министр Дизраэли заключил тайный союз с османами против России, по условиям которого Британии разрешалось оккупировать стратегически важный остров Кипр. Таким образом, спустя четыре месяца после подписания предварительного мира Петербург был вынужден пойти на серьезные уступки. Плюс к этому – становилось очевидным, что Англия, Австро-Венгрия и Турция будут действовать на предстоящих переговорах солидарно по многим ключевым вопросам. Это была печальная прелюдия к основному действию, которое разыгралось в Берлине с 13 июня по 13 июля 1878 года.

В конгрессе приняли участие Великобритания, Австро-Венгрия, Франция, Германия, Италия, Россия и Османская империя. Делегаты из Греции, Румынии, Сербии и Черногории присутствовали на заседаниях, которые касались их государств, но не были постоянными участниками встреч. Переговоры проходили в рейхсканцелярии Бисмарка, бывшем дворце Радзивиллов. Ключевые роли играли лучшие европейские дипломаты того времени - канцлер князь Горчаков, граф Шувалов (посол в Лондоне), канцлер Бисмарк, министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Андраши, и премьер-министр Англии Дизраэли.

 

8240 просмотров

Видео






Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.