Вестник Кавказа

Зачем Сечин ездил в Баку

Зачем Сечин ездил в Баку
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В конце минувшей недели в Баку в качестве главы "Роснефти" впервые побывал Игорь Сечин. Официальных подробностей его встреч с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и главой Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР/SOCAR) Ровнагом Абдуллаевым нет, но опрошенные "Вестником Кавказа" эксперты сошлись во мнении, что речь в Баку шла о Трансадриатическом газопроводе ( (Trans Adriatic Pipeline — TAP).

Директор Института политических исследований Сергей Марков предположил, что переговоры «касались темы сотрудничества и в нефтегазовой сфере, и в сфере политического сотрудничества, поскольку Игорь Сечин является одним из самых политически близких к Владимиру Путину людей. Думаю, что этот визит состоялся по итогам телефонных переговоров Владимира Путина и Ильхама Алиева, которые прошли недавно». По мнению Маркова, перспективы сотрудничества России и Азербайджана в нефтегазовой сфере должны обсуждаться, в первую очередь, потому, что пространство для них было расширено отказом консорциума "Шахдениз" от проекта «Набукко», который должен был конкурировать по маршрутам поставок природного газа с российским "Южным потоком".
Среди политических проблем, подлежавших обсуждению, Марков назвал выборы президента Азербайджана, которые состоятся 16 октября. "Россия, я думаю, в целом готова перспективно отнестись к выборам. Однако в Азербайджане есть озабоченность российской позицией, в частности, есть озабоченность - не является ли выдвижение Рустама Ибрагимбекова на пост лидера объединенной оппозиции в какой-то мере российским проектом. И я думаю, что азербайджанскому руководству хотелось бы, чтобы российские представители сняли эту озабоченность", - сказал Марков.
Также, по его словам, Сечин и Алиев могли обсуждать конфликт в Сирии, ситуацию в Иране, Турции. "Возможна четвертая тема - подключение Азербайджана в каком-то формате к формирующемуся Евразийскому союзу", - сказал Марков, упомянув среди прочего и каспийскую тему, так как "прикаспийские государства никак не могут договориться об общем договоре об эксплуатации ресурсов Каспийского моря".

Старший научный сотрудник института международных исследований МГИМО Леонид Гусев, в свою очередь, подчеркнул, что на переднем плане визита Сечина в Баку были вопросы экономико-энергетического характера. "Во-первых, обсуждали долевое участие России в консорциуме по разработке второй фазы газового азербайджанского месторождения "Шахдениз" на Каспии. Планируется, что "Роснефть" и SOCAR будут принимать в нем участие. Для этого предполагается создание совместного предприятия по добыче нефти и газа", - пояснил Гусев.
Как и Марков, визит Сечина эксперт связал с выбором окончательного маршрута "Южного газового коридора" не в пользу "неудобного" России Nabucco West. "Полностью, фактически, был похоронен проект «Набукко», который является как бы альтернативным проектом нашему "Южному потоку", которому наши власти на протяжении последних многих лет сопротивлялись. И Азербайджану отводилась в проекте «Набукко» очень большая роль, потому что значительная часть газа должна была идти по этому маршруту. И вместо проекта «Набукко» был согласован проект TAP, газопровод, который пройдет из Азербайджана в Грузию, в Турцию, затем в Грецию, в Албанию и потом по Адриатическому морю в Италию. Почему для России проект TAP более выгоден, чем «Набукко»? Потому что этот проект идет мимо таких стран как Болгария, Венгрия, Румыния. Они остаются потребителями нашего газа. Поэтому российское руководство отнеслось к проекту TAP очень положительно", - считает Гусев.
Также, отметил эксперт, важны и объемы поставок газа по обоим проектам: "Проект Трансадриатического газопровода предполагает прокачку всего 10 млрд кубов газа, тогда как «Набукко» предполагал 30 и даже больше. А эти 10 млрд кубов газа не очень «опасны», то есть мы не теряем на продаже в Европу".

Именно эта ситуация - победа TAP над Nabucco West, - по словам Гусева, и привела к новому витку нефтегазового сотрудничества России и Азербайджана: "То, что было заключено, думаю, будет в дальнейшем и осуществляться. Потому что у нас на протяжении всех лет независимости существуют довольно прочные, хорошие отношения с этим закавказским государством, особенно с конца 1990-х и в начале 2000-х годов. По нефти и газу у нас сотрудничество и раньше было. Дело в том, что именно в начале 2000-х, когда пошли очень успешно вверх цены на нефть и газ, сотрудничество активизировалось", - заявил эксперт.
Визит Сечина в этом плане, по мнению Гусева, переоценить невозможно. "Все-таки мы показываем, что мы с Азербайджаном продолжаем сотрудничать в том, что очень ценно для нас обоих. То есть это нефтегазовое сотрудничество. Россия является мощной нефтегазовой державой, Азербайджан является мощной нефтегазовой державой в каспийском регионе. Кроме того, это показывает, что и в геополитических раскладах Азербайджан для нас тоже очень важен. Многие аналитики заявляют, что Азербайджан является наряду с Турцией своеобразным хабом, то есть перевалочным пунктом, через который идут очень многие нефте- и газопроводы. И сотрудничество с таким государством дает возможность еще больше укрепиться в каспийско-черноморском регионе".

Азербайджанский политолог, профессор Западного Университета Фикрет Садыхов, в отличие от российских экспертов, отверг политическую составляющую визита Игоря Сечина в Баку. "Председатель "Роснефти", каким является господин Сечин, не может говорить по политическим вопросам. Его задача - это экономика, нефтяная стратегия, углеводородные и энергетические проекты. Я думаю, именно эти вопросы и были на повестке дня и обсуждались с официальными лицами Азербайджана", - сказал эксперт.
По мнению Садыхова, основной темой переговоров было то, что "в Азербайджане определились конкретно по вопросу, связанному с прокладкой маршрута (речь идет о TAP), на сегодняшний день Nabucco отошел на задний план. Понятно, что Россию это вполне устраивает, потому что создается менее конкурентно способная ситуация. Она дает России возможность искать и реализовывать свои проекты в этой сфере и я думаю, что это те самые точки соприкосновения, по которым имеется сходство между Россией и Азербайджаном на данном этапе (я имею в виду энергетические проекты)", - заявил Садыхов.

"У нас с Россией всегда были достаточно тесные отношения в плане реализации различных двусторонних энергетических проектов. Сейчас Азербайджан будет разрабатывать вторую стадию месторождения "Шахдениз", я думаю, в этом плане Азербайджану есть, что предъявить на рынок сбыта и есть люди, которым это будет необходимо", - подчеркнул политолог.

17860 просмотров