Вестник Кавказа

Стереотипы о чеченцах

В последние годы вопросы толерантности в российском обществе вышли на первый план. О том, как преодолеть негативное восприятие представителей вайнахского этноса, на круглом столе «Стереотипы о чеченцах: мифы и реальность» рассуждали эксперты и выдающиеся представители чеченского народа.

«Мое знакомство чеченским народом началось в школьные годы с прочтения тогда еще запрещенной книги Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», в которой он описывал уже пребывание свое и в лагерях, и в ссылке, давая характеристику чеченцам, с которыми ему приходилось сталкиваться в период, наверное, самого нелегкого этапа своей биографии, - говорит генеральный директор политологического центра «Север – Юг», главный редактор "Вестника Кавказа" Алексей Власов. - Солженицын писал, что чеченцы – это гордый, непокоренный народ, который готов в любой ситуации постоять за свою честь, который держится сообща и в этом смысле отличается в лучшую сторону от многих представителей лагерного мира, с которыми Солженицыну пришлось столкнуться в конце 1940-х – начале 1950-х.
Это было первое знакомство, первый укоренившийся стереотип еще в сознании школьника. Затем последовали трагические события начала 1990-х годов. В печатных, электронных СМИ начал формировать уже совершенно другой образ чеченцев, который наложил отпечаток на отношение к чеченцам, на восприятие.
И, наконец, третий образ современной Чечни, который мы тоже часто встречаем в самых разных интерпретациях, в разных оценках. Самая последняя – это история с образом «России-10», который тоже вызвал массу всяких рассуждений (Имеется в виду мультимединый конкурс, призванный путем всеобщего голосования отобрать 10 визуальных символов России, где с начала проекта лидировала грозненская мечеть имени Ахмата Кадырова, - прим. ред.).
Насколько, на взгляд самих чеченцев, эти стереотипы, существующие особенно в молодежной среде, отражение какой-то части объективной картины Чечни и чеченцев, или же это навязанные стереотипы навязаны недоброжелателями, пытающимися внести разлад в межнациональные, межэтнические отношения в России?».

«Есть издания, которые не просто позволяют себе грубые, оскорбительные, необъективные высказывания в адрес целого народа, когда какой-либо из ее представителей попадает в какую-то криминальную сводку, а ведут целенаправленную античеченскую пропаганду, которая привела к тому, что у людей в сознании чеченцы ассоциируются с людьми, которые не способны ни к интеграции, ни к адаптации в московской среде, - сетует заместитель главного редактора газеты «Новые Известия» Саид Бицоев. - Это миф, не более того. Кому-то хочется этот момент тиражировать на весь мир. Теперь даже пишут, что Маша Гессен (российская и американская журналистка, бывший директор русской службы «Радио Свобода», - прим. ред.), задумала книгу о том, как чеченцы превратились в террористов. Тень падает на весь народ, то есть идентифицируется со всеми людьми».

По данным Бицоева, в Чечне за весь 2012 год было совершено 2444 преступления - преступность одна из самых низких по России. «Чеченский народ не является ни неуживчивым, ни склонным к насилию или криминалу. Иногда совершаются преступления, но о них надо говорить о преступниках как о преступниках, а не как о чеченцах, чтобы не получалось, что весь народ несет на себе этот крест, как раньше евреи на себе несли крест коллективной ответственности. Теперь мы этот крест несем», - считает Бицоев.

По мнению доктора исторических наук Явуса Ахмадова, «причины чеченофобии в России, так же как кавказофобии, исламофобии заключаются в социальной, политической напряженности в РФ».

«По окончании учебного заведения ни один кавказец даже с красным дипломом не может устроиться на государственную службу, - говорит Асламбек Аслаханов, который сам, однако, является советником президента РФ. - Даже в коммерческих структурах говорят, что им дана соответствующая команда откуда-то. Молодые люди говорят: «Мы никто в России. Мы не нужны здесь». Почему у нас это происходит? Да потому, что мы не знаем друг друга. Если в России какой-то фильм снимается, то подонок, грязь, мразь, убийца, трус и так далее – как правило, чеченцы, террористы, трусливые зайцы и т. д. Идет демонизация. Нельзя этого делать, потому что самое мощное оружие – это слово».

«Мы должны искать точки соприкосновения, - убеждена академик Зулай Хамидова. - То, что нас объединяет, а не разъединяет. Наше спасение – в образовании. Я говорю молодым: «Учитесь лучше всех. Делайте поступки, которые вас выделяют, хорошие поступки совершайте. Это даст возможность говорить о вас с хорошей стороны». На сегодняшний день воспитательная работа не проводится среди молодежи никакой национальности. Негатив мы сами нагнетаем. Но этому способствуют пресса, радио, телевидение, интернет. Когда мы начнем искать друг в друге положительные стороны, то, что нас объединяет – мы вернемся к тому, может быть, времени советской эпохи, когда пропагандировалась дружба народов».

42385 просмотров