Президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил в интервью "ТВ – Имеди", что "именно глава государства должен поставить подпись под соглашением об ассоциации с ЕС 27 июня в Брюсселе". Он обосновал свое решение следующим доводом: соглашение требует долгой и кропотливой работы не только со стороны правительства, но и парламента, поскольку необходимо принятие сотен законов и подзаконных актов, а глава государства является "связующим звеном" между исполнительной и законодательной властью. Но премьер-министр Гарибашвили вновь подчеркнул: документ подпишет он, а не президент.
Казалось бы, о чем здесь вообще спор? Нынешний президент избран всенародно. Конституцией он наделен отнюдь не только символическими функциями. Во всяком случае, его право и даже прерогатива подписывать международные договоры никем не ставится под сомнение. Правда, основной закон страны все таки предписывает ему "согласовывать" решения на внешнеполитической арене (в том числе в части заключения международных договоров) с главой правительства, но это никак не подразумевает, что председатель совета министров может сам, без согласия и разрешения президента оформить международное соглашение, а тем более - по сути запрещать ему подписывать международные договоры. А ведь дело к тому и идет: как уже рассказывал "Вестник Кавказа", во время визита в Тбилиси председателя Европейского совета Хермана Ван Ромпей, 31-летний премьер, Ираклий Гарибашвили, намекнул (причем с одобрения и подачи европейского гостя): 27 июня в Брюссель поедет он, а не президент.
В унисон ему говорят все другие министры и лидеры правящей коалиции "Грузинская мечта". Один из них договорился до умопомрачительного аргумента: "Премьер-министр отвечает за исполнение соглашения с ЕС. Поэтому он и должен подписать документ". Как будто председатель правительства не в ответе за исполнение любого международного соглашения, если под ним стоит подпись главы государства.
Так или иначе, 47-летний Георгий Маргвелашвили впервые публично бросил вызов не премьеру Гарибашвили, а неформальному лидеру страны – миллиардеру Бидзине Иванишвили. Ведь очевидно: именно бывший премьер-министр, сохраняющий все рычаги власти, несмотря на формальную отставку, негласно выступает против признания прерогативы действующего президента подписать "судьбоносное" соглашение об ассоциации. Бидзина Иванишвили недавно заявил, что "разочаровался в президенте", который пытался проводить независимую линию по нескольким важным проблемам, тогда как премьеру Гарибашвили, по словам миллиардера, "дважды повторять просьбу никогда не приходилось".
Своим мнением о сложившейся ситуации с "Вестником Кавказа" поделились член парламента от бывшей правящей партии "Единое национальное движение" Серго Ратиани и конституционалист, бывший председатель конституционного суда Автандил Деметрашвили. Так, по мнению Ратиани, соглашение с ЕС должен подписать президент, а не премьер. "Есть такая запись в конституции. Но вся эта история доказывает: в правящей коалиции "Грузинская мечта" царит полный хаос. Вместо того, чтобы думать о том, как полезнее для страны, они ведут бесконечные склоки: кто подпишет, кто встретит иностранного гостя и так далее. Вспомним хотя бы недавний скандал во время визита Франсуа Олланда, когда окружение премьер-министра пыталось отговорить президента Франции от посещения президентского дворца. А когда тот выразил недоумение, премьер-министр Гарибашвили не явился на официальный обед в честь главы французского государства! Все это выглядит крайне некрасиво, хотя и комично", - заметил депутат ЕНД.
Автандил Деметрашвили, в свою очередь, выразил недоумение заявлением правительства. "Оказывается, президент не имеет права подписать международное соглашение без предварительного разрешения кабинета министров. При этом Кабмин ссылается на Конституцию, хотя смысл конституционных положений совершенно в другом: там написано, что международное соглашение до его оформления президентом должно быть одобрено премьер-министром. В этом и состоит принцип "контрассигнации". То есть премьер-министр и правительство могут сказать: нас соглашение с ЕС не устраивает, оно неприемлемо и мы не рекомендуем главе государства его подписывать. В этом случае президент действительно не сможет подписать документ. Но правительство заявляет, что сам "Договор об ассоциации" у них не вызывает вопросов, просто они считают, что его должен подписать премьер, а не президент. Это в корне неправильно и президент должен обратится в Конституционный суд для разрешения спора о компетенции, как это часто происходит, например во Франции", - предложил экс-председатель Конституционного суда.