Одной из главных интриг последних дней в Грузии стал вопрос о том, в каком формате Республиканская партия примет участие в предстоящих осенью парламентских выборах – самостоятельно или же в рамках коалиции "Грузинская мечта". Наблюдатели высказывали предположение о том, что наиболее вероятным является первый вариант. При этом многие выражали мнение, что в таком случае в выигрыше окажутся все стороны.
"Если бы республиканцы сейчас вышли из коалиции, это было бы безответственностью. Это породило бы много таких проблем, на которые разумная партия бы не пошла. Они правильно поступили, решив отложить это решение. Что касается возможного распада коалиции после ухода республиканцев, лично я, как гражданин и специалист, очень положительно отношусь к этому. Создание коалиции имеет свои причины. Этой целью была победа над "Национальным движением" на выборах 2012 года и сохранение дальнейшей устойчивости. Сейчас нет необходимости участвовать в выборах в коалиционном формате, тем более что внутри есть много противостояний", - цитирует специалиста по управлению общественными коммуникациями Арчила Гамзардия "Резонанси".
"Потенциальный избиратель в растерянности. Например, кому-то нравится Республиканская партия и он хочет за них проголосовать, но ему не нравятся "промышленники". Это останавливает его, потому что, проголосовав за республиканцев, он голосует и за "промышленников". В аналогичной ситуации и сторонники "промышленников". Все это снижает степень активности и мотивацию среди них. Возможно, они начнут обдумывать другой выбор. Так что будет более разумно, если партии выйдут на выборы поодиночке. Мы будем знать, за кого голосуем. Самим партиям тоже лучше постепенно рисковать и научиться лучше работать с обществом. Если партии вынуждены ограничивать свою свободу ради сотрудничества с другими партиями и идти на уступки, тогда лучше им быть отдельно и независимо. Так что я практически не вижу причин, по которым коалиция может представлять интерес для избирателей, страны и для самих партий", - сказал он.
Кроме того, высказывалось мнение, что "Грузинская мечта" уже выполнила свою задачу, в связи с чем пришло время входящим в нее партиям разойтись.
"Распад коалиции может быть выгоден для "Грузинской мечты" как для партии, чего нельзя сказать об остальных субъектах коалиции - не только республиканцах, но и "Форуме" и других партиях. Несмотря на это я считаю, что сегодня для развития страны лучше, если коалиция распадется", - приводит слова политолога Рамаза Сакварелидзе "Ахали таоба".
"Естественно, она выполнила ту задачу, ради которой в свое время Бидзина Иванишвили ее создавал. Когда Иванишвили создал коалицию, он сказал, что в будущем все смогут независимо участвовать в политических процессах. Сейчас настало как раз то время, когда политическое многообразие и плюрализм должны выйти на передний план. Политические партии без всяких коалиции должны участвовать в предвыборном марафоне, а получится ли потом сформировать единство между победившими силами, покажет будущее. "Грузинской мечте" на этих выборах опять серьезно поможет авторитет Иванишвили. У республиканцев достаточно времени, чтобы установить диалог с населением и завоевать симпатии избирателей. Такая перспектива у них есть. Если республиканцы решили покинуть коалицию и готовятся к независимой игре, чем раньше они это сделают, тем лучше", - считает он.
Другие комментаторы, оценивая положение "Грузинской мечты", отмечают, что за годы пребывания у власти она в значительной степени утратила преимущества, обеспечившие ее успех в 2012 году, однако, несмотря на это ее поражение на выборах маловероятно.
"Мечта" в тяжелом положении. Окружение Иванишвили смогло разбазарить ту огромную поддержку, политический капитал, который был у Иванишвили. В 2012 году Адам Михник говорил, что у Иванишвили есть в Грузии такая всеобщая народная поддержка, которую не купишь на все миллиарды мира. К сожалению, сегодня этот ресурс потерян. Что касается того, как можно вновь завоевать доверие избирателя: наверное, их новый лозунг и акценты будут посвящены социально-экономическим вопросам. Они скажут, что позади осталось вынужденное сосуществование, что энергия и усилия тратились на преодоление ужасного наследия Саакашвили, но им все равно удалось добиться многого. Они покажут соответствующие цифры и объявят, что сейчас по-настоящему начнется необратимое развитие страны, поступление инвестиций, осуществление многих полезных проектов, доходы возрастут, курс лари укрепится, появятся рабочие места и так далее. Но эта кампания не будет эффективной", - цитирует политолога Петре Мамрадзе "Резонанси".
"Зато, эффективным будет использование административного ресурса. "Мечта" - единственная партия, которая может с помощью административного и финансового ресурса создать сеть региональных организаций и обеспечить присутствие избирателей и голосование в пользу "Мечты". Административный ресурс в Грузии проигрывает лишь тогда, когда возникает сильная волна общенародного движения против властей, в остальных случаях выигрывает административный ресурс, то есть находящаяся у власти партия. Пока что народное недовольство не дотягивает до уровня общенародного движения, в оппозиции нет человека, которому бы массово доверилось население. Мы ведь голосуем за личности, а не за программы. Грузинские бизнесмены не посмеют финансировать другие партии. Так что, "Мечта" скорее всего победит", - прогнозирует эксперт.
На этом фоне периодически поднимается тема возможного возвращения в политику бывшего премьер-министра Бидзины Иванишвили.
"Избежание ответственности, удовлетворение программой минимум, держание слова, забота о своем бизнесе - по мнению политологов, именно по этим причинам Бидзина Иванишвили не возвращается в политику. Часть политологов считает, что общество хочет его возвращения, а другая часть утверждает, что возвращение Иванишвили навредит "Грузинской мечте", потому что сейчас его рейтинг не так уж высок. Власти говорят, что Иванишвили не собирается возвращаться в политику, но будет участвовать в предвыборных процессах", - пишет "Резонанси".
Такого же мнения придерживаются и многие эксперты. "Можно сказать, что он наблюдает за процессами, а когда ситуация осложняется, делает комментарии. Он больше не вернется в политику, потому что работает над своим бизнесом. Недавно он потерял $100 млн и теперь занимается судебными делами. Так что ему не нужно возвращаться в политику. Тогда он должен оставить бизнес. Непросто быть одновременно и премьер-министром и бизнесменом. Тогда ему это удалось и он выполнил программу минимум. А выполнить программу максимум он помогает другим. Именно в такой форме он продолжает работать", - приводит издание слова политолога Игоря Квеселавы.
Аналогичные разговоры недавно начали ходить и о другом экс-премьере – Ираклии Гарибашвили.
"Как и ожидалось, информация о возвращении Ираклия Гарибашвили в политику вызвала беспокойство у его оппонентов. Вчера весь день на эту тему делались разные заявления. Оказалось, что основной состав партии "Грузинская мечта" в парламенте выступает за возвращение Ираклия Гарибашвили в политику, но исполнительный секретарь партии Ираклий Кобахидзе, который анонсировал раунд переговоров с Ираклием Гарибашвили, "перевернул пластинку" и вчера заявил, что его слова были поняты неправильно. Ираклий Кобахидзе ошибается уже не в первый раз и потом обвиняет во всем журналистов, якобы они его неправильно понимают", - пишет "Алия".
При это наблюдатели называют маловероятным возвращение Ираклия Гарибашвили. "Он был председателем партии, был на пике своей карьеры, а в каком статусе он вернется сейчас? Я понимаю, что в политике случается все, но и у глупости есть свои пределы. Я не был большого мнения о прошлом Гарибашвили, поэтому не вижу и у него большого будущего", - заявил в интервью этой газете политолог Гия Хухашвили.
На фоне этих перипетий политической жизни страны пресса не забывает и о других сюжетах, в частности, о проблемах в области здравоохранения, а именно – об излишней дороговизне лекарств.
"Не прекращаются разговоры о том, что на грузинском фармацевтическом рынке царит олигополия. Большую часть рынка между собой делят несколько компаний, они действуют сообща, что и объясняет дороговизну лекарств. Исследования неправительственных организаций подтверждали, что компании работали со сверхприбылью и иногда надбавка к цене лекарств достигала 300%. Сегодня ситуация на фармацевтическом рынке якобы немного изменилась. На рынке появилось несколько новых игроков, но с дороговизной лекарств пока ничего поделать не удается", - пишет газета "Квирис палитра".
Наблюдатели склонны объяснять это банальным стремлением фармацевтов заработать как можно больше денег. "Бывают случаи, когда произведенные в Грузии лекарства дешевле продаются за границей, чем в самой Грузии. После этого никто не сможет меня убедить в том, что надбавки реализаторов низки. Если они апеллируют к тому, что у них небольшая прибыль, это еще нужно выяснить. Можно специально показывать низкую прибыль и в то же время расширять свой бизнес "расходами". Именно этим занимаются фармацевтические компании в Грузии - они начали с небольшой аптечной сети и создали бизнес-империи. Начиная с импорта, розничной реализации, местного производства, клиник и заканчивая собственными страховыми компаниями. Им осталось только открыть похоронное бюро и тогда они смогут обслуживать человека с рождения до самой смерти", - цитирует издание аналитика Ассоциации молодых финансистов и бизнесменов Мераба Джаниашвили.