По данным Национального агентства вина Грузии (НАВГ), за 9 месяцев 2014 года доходы от экспорта коньяка, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 41%, составив в денежном выражении около 29 млн долларов. Для коньячного производства маленькой Грузии это большая цифра.
Всего с начала года экспортировано 8,8 млн пол-литровых бутылок коньяка в 14 стран. Причем во многих из них грузинские экспортеры не могут назвать свою продукцию "коньяком", чтобы не нарушать непререкаемое авторское право Франции. Тем не менее "грузинское бренди" пользуется все большей популярностью, соответствуя требованиям, предъявляемым к этому напитку. Среди импортеров по-прежнему лидирует Украина (4 281 222 бутылок), на втором месте Россия (3 976 884 бутылок), и, как сообщили "Вестнику Кавказа" в НАВ, российская доля постоянно растет.
Производством коньяка в Грузии занимаются несколько компаний. Среди них наиболее успешным считается "Сараджишвили" - по имени известного мецената и общественного деятеля Давида Сараджишвили. Напиток, произведенный в компании Сараджишвили, назывался "кавказским коньяком". Он продавался в Петербурге и других российских городах именно под этим названием до издания исторического декрета французского правительства от 1909 года о защите происхождения названия "коньяк".
Но не менее знамениты и другие грузинские марки. Известно, что в ходе ялтинской конференции Уинстон Черчилль, попробовав "Энисели", принял его за свой любимый французский коньяк.
Успехов добилась и компания "Братья Асканели", которая экспортирует на рынки СНГ восемь видов "грузинского бренди". Наиболее перспективным руководители компании считают российский рынок. Впрочем, все грузинские компании пытаются диверсифицировать экспортные потоки и, по возможности, выйти на новые рынки, поскольку российско-грузинское сотрудничество в торговой сфере все еще хрупко и может стать жертвой сохраняющихся политических проблем.