Вестник Кавказа

Большой российский интерес

Виктория Панфилова обозреватель "НГ" для "Вестника Кавказа"
Большой российский интерес
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Приезд представительной российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным в Баку не мог не впечатлить. Описывать, как принимала азербайджанская сторона россиян – излишне. Потрясающее гостеприимство Азербайджана общеизвестно. Желающие же еще раз увидеть легко могут найти соответствующие видеоряды. Известно, что по итогам переговоров президенты Ильхам Алиев и Владимир Путин подписали несколько документов в энергетической и транспортной сферах. И это важно. Потому как, несмотря на утверждения ряда экспертов о беспроблемности отношений Баку и Москвы, они таковыми в последнее время не были. После же визита Путина однозначно можно говорить об их потеплении.

Не менее интересно то, что не было вынесено на первый план. Приезд Владимира Путина в Баку в дни начавшейся борьбы за президентское кресло, безусловно, является серьезным знаком поддержки Москвой нынешнего курса Азербайджана. И без того априори имевший огромное преимущество над оппонентами Ильхам Алиев внес в свой актив еще один плюс неоценимого размера. А если учесть, что через пару дней Баку в дни саммита тюркских стран будет принимать как минимум еще одного тяжеловеса постсоветского пространства – президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, то перевес действующего азербайджанского лидера начинает представляться космическим. Тут большинству экспертов, выражающих подобную точку зрения, никак не возразить. Однако заявления о том, что визит Владимира Путина ознаменует смещение акцентов Москвы в региональной политике на Южном Кавказе, кажутся несостоятельными. Сторонники этой «теории» оперируют следующими факторами:
– российского лидера давно ждут в Армении – стране, являющейся стратегическим партнером РФ, но он выбрал Азербайджан;
– Россия продала Азербайджану крупную партию вооружений и это на фоне охлаждения отношений с Арменией, является симптоматичным знаком;
– отношения России и Армении ухудшились в силу дрейфа последней в европейском направлении.

Не ставя целью опровергнуть эти тезисы, попробуем все-таки разобраться в происходящем.
В Ереван Владимир Путин поедет в сентябре. Куда-то же он должен был поехать раньше, а куда-то позже? В том, что на сей раз российский лидер решил вначале посетить Баку можно видеть желание Москвы продемонстрировать равнозначную политику на Южном Кавказе. Так себя ведет сильный игрок, для которого приоритетом являются не двусторонние отношения, что само по себе, конечно, важно, а весь регион. На том же, что изначально российской стороной планировалось продолжение морского пути из Баку к иранским берегам Каспия, внимание заострять не будем.

Положение России на Южном Кавказе сегодня характеризуются действиями, способными вернуть ей доминирующее, в сравнении с другими мировыми игроками, положение в «исторически своей» зоне интересов. Наблюдается определенное потепление с Грузией. С Азербайджаном и Арменией ситуация такова, что с одной из этих стран тенденция уменьшения конструктивизма могла привести к совсем нежелательным последствиям, потому достигнув определенной низкой отметки, уровень отношений должен был начать движение вверх, а со второй страной – отношения находятся на таком высоком (во всяком случае декларативно) уровне, что небольшой их спад, скорее, даже закономерность, чем сенсация. При том, что ожидания Еревана от союзничества Москвы, вероятно, оказались более завышенными, чем должны были быть по определению.

Москва и Баку относительно легко пережили «развод» по вопросу Габалинской РЛС. Главным образом, потому что, как говорит ряд российских военных экспертов, сама станция с практической точки зрения для России особой важности уже не представляла. Но дальнейший тренд прекращения сотрудничества по каким-то другим вопросам становился опасным. Поэтому если бы и не было точек возможного сотрудничества, скажем, в той же сфере энергетики, то Москве и Баку стоило бы их придумать в какой-нибудь другой отрасли.

Продажи Россией вооружений Азербайджану в качестве аргумента, якобы свидетельствующего об изменении политики Москвы в регионе, не выдерживает никакой критики. Во-первых, это пусть, возможно, и самая крупная, но не первая сделка такого рода между сторонами. Во-вторых, продав Азербайджану крупную партию вооружений, Россия в те же дни осуществила аналогичную операцию с Арменией. Причем по льготным, принятым в формате ОДКБ, ценам.

Россия раздражена переговорами Армении по вопросам сближения с ЕС. Эти заявления делаются на экспертном уровне, но никак не на более высоком. Однако переговоры в рамках «Восточного партнерства» начались не сегодня, и не вчера, а много раньше, и до сих пор стратегическому партнерству Москвы и Еревана не мешали. К тому же их вполне можно расценивать как мессидж Армении России по поводу приглашения в ЕврАзЭС. По каким-то причинам официальный Ереван его пока не дождался, хотя в свое время с энтузиазмом отреагировал на возникновение Таможенного союза, и всегда проявлял интерес к интеграционным процессам на постсоветском пространстве. То есть тут как раз больше вопросов к России, чем к Армении. Почему она пока игнорирует свою союзницу? Думается, все точки над «i» будут расставлены во время визита Владимира Путина в Ереван. И если именно в это время прозвучит приглашение Армении в ЕврАзЭС, и ее закономерное «да», то удивление будет не к месту. Кстати, в этом свете очень актуальным видится отношение самодостаточного Азербайджана к многосторонним интеграционным проектам, инициируемым Россией. Ведь эту республику с ее потенциалом, не сравнить с Киргизией, Таджикистаном, или хотя бы с той же Арменией, которые вступлением в альянсы такого рода надеются решить свои экономические проблемы.

Политика России на Южном Кавказе может претерпеть изменения. Но изменения эти будут направлены на укрепление ее позиций во всем регионе, и вряд ли ценой ухудшения отношений с одним из субъектов региона в угоду другому. Интересы Москвы в Закавказье, равно как и во всем постсоветском пространстве в недавнем интервью грузинской телекомпании «Рустави-2» озвучил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев:
– Россия категорически против военного присутствия третьих стран у своих границ;
– Россия заинтересована в мирном урегулировании конфликтов на основе прямых переговоров между конфликтующими сторонами;
– Россия заинтересована в расширении ЕврАзЭС за счет республик бывшего СССР.
Посыл, кажется, очень прозрачный и однозначный.

 

9765 просмотров
* - запрещенная в России террористическая группировка

Видео

Все видео


реклама



Мы используем файлы cookie и обрабатываем персональные данные с использованием Яндекс Метрики, чтобы обеспечить вам наилучшее взаимодействие с нашим веб-сайтом.