Узбекистан долгое время гордился тем, что остается житницей Центральной Азии, но разразившийся коронавирусный кризис вызвал опасения, что стране придется обеспечивать продовольственную безопасность. Eurasianet в материале Uzbekistan shores up food defenses as coronavirus rages пишет, что одним из решений проблемы может стать возвращение к методам, которые в последнее время потеряли популярность, поскольку правительство стремится к открытию своей экономики: к принуждению фермеров соблюдать производственные квоты на определенные товары и вмешательству в работу рынка для обеспечения регулярных поставок.
В конце прошлой недели президент Шавкат Мирзиеев поручил региональным и промышленным лидерам обеспечить рост сельскохозяйственного производства, а также увеличить запасы продовольствия в стране. ”Это единственный способ частично компенсировать потери в других секторах экономики, обеспечить занятость и доходы”, - сказал он. С учетом кризиса COVID-19 Всемирный банк пересмотрел прогноз экономического роста Узбекистана на 2020 год до 1,6% по сравнению с более ранними 5,7%.
Выступая по телевидению, Мирзиеев сказал, что хочет увеличить урожай хлопка на 10%, а зерна - на 20%. Он также призвал граждан, владеющих садами и земельными участками, выращивать больше овощей, разводить птицу и скот. ”Теперь земля и только земля сможет нас прокормить. Все страны приостановили торговлю. По этой причине мы говорим о производстве продуктов питания, всем нужно зерно, птица, крупный рогатый скот и рыба", - сказал президент, добавив, что времени осталось мало.
Фактически инструкции по выращиванию хлопка и пшеницы знаменуют возвращение к системе государственного заказа, в рамках которой правительство установило квоты на выращивание товарных культур. В марте Мирзиеев подписал указ об упразднении системы государственного заказа на выращивание хлопка, заслужив серьезное международное признание. В январе президент Узбекистана утвердил указ, предусматривающий постепенное сокращение объема зерна, которое государство закупает через систему заказов, начиная с 2021 года.
Мирзиеев, агроном по образованию, предложил выращивать больше картофеля, моркови, лука, чеснока, салата, помидоров, огурцов, сладкого перца, бобовых и дынь наряду с растениями в виноградниках и в садах. Появились неподтвержденные сообщения о том, что местные чиновники в провинциях заставляют фермеров подчиняться тому, что до сих пор воспринималось как руководство, а не как навязанная мера.
Срочность решения подпитывается снижением объемов импорта основных товаров. По словам Мирзиеева, импорт муки за последние три месяца сократился на 50%, а зерна - на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть этих товаров поступала из Казахстана, который ограничил экспорт, чтобы избежать дефицита.
Международный совет по зерну оценил производство зерна в Узбекистане в 2019-2020 годах в 7,6 млн тонн, что на 6,6 млн тонн больше, чем годом ранее, но все еще недостаточно для удовлетворения спроса. Согласно тому же источнику, импорт в прошлом году составил 2,9 млн тонн.
Помимо проблем в связи с экспортными ограничениями Казахстана, Евразийский экономический союз запретил экспорт некоторых видов продуктов питания до 30 июня. По словам Руслана Абатурова, научного сотрудника Ташкентского центра экономических исследований и реформ, Узбекистан особенно зависит от импорта риса, соевых бобов и семян подсолнечника из стран ЕАЭС.
”Поскольку соевые бобы используются для производства растительного масла в нашей стране, в случае отсутствия их запасов, мы можем прогнозировать, что введенный ЕАЭС запрет отрицательно повлияет на внутреннее производство масла и приведет к увеличению импорта продукта в готовом виде”, - написал Абатуров 11 апреля.
Кратковременные перебои в поставках товаров были вызваны режимом изоляции, введенным в качестве защитной меры против распространения коронавируса с середины марта. Картофель оказался особенно популярным товаром: ввиду его дефицита пришлось увеличить импорт. Произошел также резкий скачок спроса на чеснок за счет широко распространенного убеждения, что его потребление помогает защититься от коронавируса.
Как отметил Всемирный банк, пандемия коронавируса подрывает амбициозные планы Узбекистана по экспорту плодоовощной продукции, а также пагубно влияет на туризм и сферу услуг. ”Эти сектора пострадали больше всего, так как кризис пришелся на туристический сезон и сезон экспорта плодоовощной продукции”, - говорится в сообщении банка, опубликованном на прошлой неделе.