РФ обладает запасами угля, которых хватит еще на 500 лет, рассказал глава Минэнерго Сергей Цивилев.
По его словам, речь идет о 274 млрд тонн угля – с такими данными Россия находится на третьем месте по экспорту, а также занимает шестое место по добыче угля, пятое – по запасам.
"То есть нам угля хватит еще примерно на 500 лет, поэтому мы видим огромные перспективы в развитии нашей угольной отрасли"
– Сергей Цивилев
В то же время министр признал, что в данный момент угольная отрасль переживает непростые времена. Чтобы поддержать ее, Минэнерго разработало специальную программу.
Глава Минэнерго подчеркнул, что в угольную отрасль внедряются технологические усовершенствования, в том числе используются достижения ИИ, беспилотники, цифровые двойники. Новые технологии, по его словам, задействованы при переработке и добыче, а также электрогенерации. Еще одно перспективное направление, добавил Цивилев, – углехимия.
Проблемы угля
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" рассказал о том, почему, несмотря на богатейшие запасы, российская угольная промышленность находится в сложном состоянии.
"Основная проблема в том, что с 10 августа 2022 года запрещено поставлять российский уголь на европейский рынок. То есть проблема с объемами, которые у нас раньше уходили на экспорт в западном направлении, и, соответственно, с экономикой угледобывающих компаний. У нас множество регионов добычи угля было ориентировано именно на западный рынок, включая Кемеровскую область и Тыву. После августа 2022 года уголь экспортируется из РФ только на азиатские рынки", - прежде всего сказал он.
"Логистика поставок угля подорожала мгновенно, так как теперь возить приходится дальше, но в 2022-2023 годах это нивелировалось высокими ценами на газ (так как уголь является естественным заменителем газа). Когда газ стал сверхдорогой, в Азии начали потреблять больше угля, на него тоже выросли цены, что компенсировало дорогую логистику. Но в 2024 году цены на газ стабилизировались, вернулись к многолетним средним значениям – а соответственно и цены на уголь снизились до многолетних значений, так что новых низких цен перестало хватать для компенсации дорогой логистики. Доходы упали", - сообщил Игорь Юшков.
Экономист отметил, что эта причина стимулировала трансформацию угольной отрасли в России. "Те, предприятия, которые производят коксующийся уголь – сырье для металлургии – нормально себя чувствуют. Это Якутия и дальневосточные регионы. А те, кто добывают энергетический уголь, уходят в минус, и именно у них основные проблемы. Они снижают объемы добычи, что в целом было неизбежно, так как Европа и так отказывается от угля, из-за санкций это лишь произошло одномоментно, а не постепенно. Поэтому угольная отрасль трансформируется, перестраивается в соответствии с экономическими реалиями", - указал он.
Что будет с углем?
Ведущий аналитик ФНЭБ подчеркнул, что уголь еще долго будет оставаться в мировом энергетическом балансе. "Уголь сейчас составляет основу мирового энергобаланса. Мир не торопится стремительно от него отказываться, меняются лишь регионы: если раньше в Европе много потребляли, то теперь в Азии. Европейцы быстро отказываются от угля, а в Азии, наоборот, потребление растет. Понятно, что со временем изобретут какой-то иной энергоресурс, причем не факт, что это будет возобновляемая энергетика, но пока мы идем к очень диверсифицированному мировому энергобалансу, когда востребованы и уголь, и газ, и нефть", - поведал Игорь Юшков.
"Уголь, конечно, не сможет заменить нефть, так как эти энергоресурсы используются для разных целей. В теории, когда-нибудь уголь может заменить газ, если газовые запасы будут исчерпаны быстрее. Именно природный газ конкурирует с углем, поскольку и то, и другое используется для энергогенерации. Так как угля много, цена на него будет оставаться относительно низкой, и это будет способствовать тому, что в развивающихся странах, в бедных странах уголь будет оставаться дольше основой энергобаланса, чем в развитых странах", - заключил экономист.