На Мюнхенской конференции по безопасности основной темой обсуждения стало укрепление ослабленного при Трампе трансатлантического единства. Судя по тому, что российскую делегацию на форум не пригласили, сплоченность США и Европе нужна для противостояния и сдерживания России. Такую стратегическую цель Джозеф Байден и его европейские коллеги озвучивать и не стесняются
Мюнхенская конференция по безопасности для России традиционно являлась площадкой для обозначения своих претензий и пожеланий относительно глобального устройства. Тон российской позиции задавала знаменитая речь Владимира Путина 2007 года. Тогда президент РФ дал понять, что однополюсный мир неприемлем, и США не могут безнаказанно вершить «правосудие» от Вашингтона до Пекина. Прошло 14 лет, но подходы США почти не изменились.
Вмешательство во внутренние дела суверенных стран продолжились. Ливия, Сирия, Украина, Беларусь… Где-то США действуют военным методом, а где-то более мягкими средствами. Но цель «смена режимов» остается константой. Похоже, правление Дональда Трампа стало короткой передышкой перед новыми атаками на суверенные демократии. Новоиспеченный глава Белого дома уже в своей предвыборной кампании дал понять, что будет оказывать санкционное давление на Россию и «наказывать» ее за отсутствие демократии.
«Трансатлантический альянс вернулся»
Выступая на Мюнхенской конференции — это первая речь демократа на тему международной политики с момента инаугурации — Джозеф Байден обозначил одну из ключевых проблем. Противостояние с Китаем и Россией. В этом деле, по его словам, ЕС и США должны действовать рука об руку. Москву Байден обвинил в попытке расколоть НАТО и заработать влияние на Западе за счет коррупции. «Российские власти хотят, чтобы другие думали, что наша система настолько же коррумпирована или даже более коррумпирована», — сказал он.
Демократ понимает, что бороться с Россией невозможно без поддержки Европы. И чтобы вернуть потерянное при Трампе доверие ЕС, он готов на уступки. Байден смягчил риторику в отношении «Северного потока-2», и это не может не радовать канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Он обещает не сворачивать военную и экономическую помощь Европе, как того хотят республиканцы, и реанимировать трансатлантическое партнерство.
«Я сказал, что мы вернемся. Америка вернулась, и теперь я говорю это как президент Соединенных Штатов … Трансатлантический альянс вернулся, и мы не будем оборачиваться назад. Мы смотрим вперед», — заявил 46-ой президент США.
Основными приоритетами американской внешней политики Байден видит: 1) защиту демократических ценностей, 2) сохранение единства НАТО и союзников в Азии, 3) контроль над вооружениями и защиту климата.
Посыл Байдена сдерживать и противостоять России звучит на фоне растущего информационного давления в связи с делом Навального. Неделю назад, после неудачной поездки в Москву верховного представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Бореля в Европейском союзе пригрозили новыми антироссийскими санкциями. По сведениям бизнес-агентства «Блумберг», они будут введены против российских чиновников из-за замены Навальному по делу «Ив Роше» условного срока на реальный. При этом российских «миллиардеров» ограничения едва ли затронут, ибо страны ЕС не хотят «сжигать все мосты с Москвой».
Макрон не сжигает все мосты
Несмотря на видимый консенсус по теме «демократизации России», настроения в Старом Свете далеко не монолитны. Лидер одной из двух главных стан Евросоюза Эмманюэль Макрон дал понять, что европейская безопасность невозможна без России.
«Нам нужно заново построить архитектуру общей безопасности, которая должна включать, в том числе диалог с Россией», — заявил президент Франции.
После того, как Байден заявил о недопустимости возврата Россию в «большую семерку», Макрон уже не рискнул повторить свой старый тезис. Не совсем подходящий фон. При этом француз попытался сохранить зерно рациональности и, насколько это возможно, прагматичность по отношению к главному сопернику США.
Канцлер Германии Ангела Меркель согласилась с Эмманюэлем Макроном в том, что, несмотря на серьезные противоречия, с Владимиром Путиным нужно вести диалог. В противном случае разрешить украинский кризис едва ли удастся. Однако, видимо, вдохновленная желанием Байдена «сомкнуть щиты» в рядах НАТО Меркель предложила действовать в отношении Москвы с жестких позиций.
«Я могу только согласиться с президентом США в вопросе сильного ЕС. К сожалению, это не то, что Россия делает в данный момент», — подчеркнула канцлер ФРГ.
Насколько диалог и давление на Россию дадут желаемый эффект в разрешении конфликта на Донбассе — ответ на этот вопрос, похоже, немецкую сторону волнует в последнюю очередь.
Без упоминания Навального
Возвращаясь к Навальному, следует отметить, что его имени никто из больших гостей мюнхенского форума не упомянул. Тишину нарушила лишь речь британского премьер-министра Бориса Джонсона, отметившего, что после дела Навального «решимость европейских друзей и союзников объединиться и снова действовать сплоченно» ощущается еще больше. О России Джонсон говорил дважды. Первый раз в привязке к отравлению Сергея Скрипаля, которое является доказательством попыток «враждебных государств навредить нашему народу». Второй раз — напоминая о вводе санкции за «нарушение прав человека».
Подводя черту под 57-ую Мюнхенскую конференцию по безопасности, можно сказать, что его лейтмотивом стала попытка укрепить расшатанное в последние четыре года единство Европы и США. Эта концепция выглядела бы логичной и оправданной, если бы не отсутствие российских политиков. В этом году Москву не ждут не только на G7, но и в Мюнхене. Из этого можно сделать лишь один вывод — Запад объединяется против России.